Игра в дебюте начинающего (к чему стремиться!) 2 часть

 Запись для начинающих в продолжение темы про то что важно в начальной стадии партии.

В прошлый вторник был выведен «свод правил-рекомендаций», который при вдумчивом прочтении и попытках применения в партиях должен научить проходить дебют без потрясений и разгромов.
Части: перваявторая третья, четвертая, пятая,

Это задача минимум для начинающего игрока. 
Сначала не все будет получаться. Но если всякий раз критично просматривать начало своих партий, то примерно к 15-20 разыгрыванию, Вы уловите основные посылы. И с каждым разом все удачнее будете подбирать простые, естественные и здравые ходы, при любой, даже самой затейливой игре противника. 

Что бы как-то проиллюстрировать самые важные принципы игры в дебюте приведу примеры из практики начинающих игроков, и более опытных, которые преступили риск и были наказаны.

1. Значение центра доски и причины, почему начинающему важно претендовать на центр своими пешками.


При игре в начале партии можно вывести коней по разному. Можно так:



А можно так:


Во втором случаи перспективы игрока много лучше, чем при бортовых выходах на первой диаграмме.

Оба коня суммарно контролируют разное число клеток: 
В первом случаи- 6 клеток, во втором – 10! 

Это кажется ничего не значащей информацией, но на деле мало кто из только научившихся играть знает, что стоимость фигур привязана напрямую с полезностью и потенциальной пробивной способностью. Ферзь наиболее сильная из фигур, а конь наименее. В основе сравнения количество клеток доступных фигурам при свободной доске. 

Для коня как ни для одной другой фигуры критично положение. Поставьте коня в центр, на край доски и в угол. И Вы увидите резкое сокращение количества ходов, а также. Более того, что может позволить себе дальнобойная фигура, то не может позволить себе конь. Он «коротышка», заняв угол или край доски он будет уместен ТОЛЬКО если основная часть игры или хотя бы фрагмент проходит в этом углу (краю). Если нет… то ему потребуется время для перемещения в игровую зону… А вы довольно скоро сможете убедиться, что в шахматах время порою более ценно чем материал.

Поэтому развивая коней ближе к центру, мы можем иметь хоть какую то уверенность, что они смогут включиться в любой участок борьбы в один-два прыжка.

Ребятам для внушения этой нормы про силу центрального коня, я ввел градацию силы коня:
Конь обычный, не на краю, но и не в центре = 3 у.е.
Конь на краю доски но не в углу (кроме случае края рядом с королем противника = 2 у.е.
Конь в углу или на краю, но не имеющий ходов = 1 у.е.
Конь занявший устойчивую позицию на одной из центральных клеток (е4, е5, d4, d5), либо устойчивую позицию вблизи неприятельского короля = 4 у.е.

Этот способ передачи значения некоторых клеток через плавающую стоимость коней, понятное дело спорный. Но зато у детей возникает устойчивое уважение к самым важным клеткам в партии.

Любая фигура расположенная в центре будет сильнее, чем на периферии (за исключением ладей) между тем клеток таких только 4. Фигур на двоих в дебюте 16 штук- в 4 раза больше. Поэтому объяснимо, что претензий, толкотни в центре и на его ближних подступах много и уже с первых ходов.
Кто владеет центром доски, тот владеет центром коммуникаций большого города (если сравнивать доску с картой города).

Теперь про пешки в центре доски. Почему это важно.

Слоны в отличии от коней могут лишь издали следить за центром и остальными участками доски, ферзи и ладьи аналогично. Но поддерживать наступление своих двух (иногда трех) центральных пешек они точно должны.

Вот начало партии, которое демонстрирует нам, что без выхода хотя бы одной центральной пешки- развитие коней как во второй диаграмме проблематично. Кони попадут «на штыки».


1. Кc3 e5 2. Кf3 Кc6 3. b3 d5 


Сейчас (а ещё лучше ходом раньше!) белым необходимо было прорезать центр броском одной из центральных пешек на 2 клетки. Или хотя бы сейчас сделать упор-бастион на пути черных пешек ходом 4.е3. Не сделав этого кони были просто изгнаны, а черные получили отличные поля для своих фигур за наступившими вперед пешками:


4. Сb2 d4 5. Кb5 a6 6. Кa3 e4 7. Кg1 Сc5 


Черные имеют подавляющую позицию. В игре начинающих это пока ещё не поражение, но протии в игрока с опытом шансов на удержание этой позиции немного.

Исключения из правил бывают, но не нужно про них пока думать, как о существенном. Игра против пешечного центра требует большого опыта и специфических навыков.

Этот пример наглядно показывает значение пешек в центре. Оставленные без присмотра они способны к продвижению и завоеванию для своих фигур жизненно необходимых (лучших!) полей. Поэтому традиционно игроки борются за центр именно пешками, а уже выбывающие из-за разменов центральные пешки замещаются фигурами. Как например вот здесь:



3… e:d4 4. K:d4 (Cм. диаграмму ниже)



Очень большая удача, если соперник предоставит Вам возможность без боя занять центр двумя пешками:



Вашим слонам и ферзю магистрали открыты максимально. И можно реагировать наиболее подходящим образом на любую последующую игру противника.

Поэтому игроки или немедленно или отложено стремятся к образованию подобного сильного пешечного центра.

К чему он может привести, посмотрим одну из партий игроков 2 разряда, в ней черные играли не очень удачно:


1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сc4 Сc5 4. c3 Кf6 5. O-O?! 


Ход белых не нарушение дебютных принципов, рокировка ещё ни кому не повредила, но все таки на предыдущем ходу они сыграли с претензией на формирование пешечного центра ходом 4.с2-с3. Сейчас нужно было осуществить уже подготовленное движение и сыграть 5.d4 c живой пешечно-фигурной игрой. 

Делая рокировку они позволяли черным взять свою центральную пешку. Она одна из двух формирующих центр пешек и без неё ход 4.с3 терял силу. Но черные промедлили и сделали пассивный ход крайней пешкой, который был совершенно неуместен и решающая утрата дебютного времени!

5… a6? 6. d4 exd4 7.cxd4 Сa7 


Итак сейчас ход белых. У них все идеально! Рокировка выполнена, две центральные пешки в центре и… им никто больше не мешается! Ближайшими ходами эти две пешки отбрасывают фигуры черных на край доски замораживают развитие ферзевого фланга черных, а фигуры белых получают в свое распоряжение всю доску целиком. При таких условиях даже не особенно имеет значение где находится король противника, но то что он не рокировал лишь убыстряет расплату за неправильную игру в дебюте. Прежде всего ошибка была допущена в центре!


8. d5 Кe7 9. e5 Кg4 10. h3 Kh6?! 


Небольшим шансом на защиту было лишь 10… K:f2

Сейчас центральные пешки только что отбросившие коней черных, идут ещё дальше. Они рассекают силы черных на две части и создают напряженность непосредственной близости от черного короля. Это клин приносит победу.

11. d6 cxd6 12. exd6 Кg6 13.Лe1+ Kрf8 


Сейчас что бы завершить партию максимально быстро нужна точность. Белые отнимают поле f6 у черного ферзя сильным промежуточным ходом!

14. Сg5! f6 15. Сxh6 gxh6 16. Фd5

Мат неизбежен. Черные сдались.

_________________________________________________________________________________

В следующий вторник я приведу несколько партий рассказывающих о том, насколько важна максимально быстрая мобилизация фигур, а также почему от ферзя в начале игры больше проблем, чем пользы.

Что касается значения пешечного центра и на что игроки готовы пойти в дебюте ради него- будет завтра интереснейший рассказ об одном из самых брутальных гамбитов 19 века – белые в нем уже на 5 ходу отдают коня всего за пешку, но получают сильную пешечную пару в центре и несколько темпов для инициативы в придачу! Рекомендую посмотреть завтрашние партии. Они будут лучшей иллюстрацией по значению центра доски в дебюте.


0 комментариев

Оставить комментарий