Игра в дебюте начинающего (к чему стремиться!)

 Гата КамскийДля начинающих до каникул была закончена очень обширная тема по типажу пешечных конфигураций.
Были рассмотрены самые разные ситуации, минусы и плюсы. 
Части: первая, втораятретья, четвертая, пятая,

Конечно, этот материал был только для самого начального уровня игры. Каждая из рассмотренных пешек будет иметь массу особенностей в разных игровых ситуациях. Постепенно с накоплением опыта Вы сможете расширить и калейдоскоп впечатлений, о тех же сдвоенных или изолированных пешках. В записях они представлены чуть ли ни как надгробье партии играющего с ними. А на поверку есть масса примеров когда это очень и очень хорошо!

Ещё до пешек были в журнале записи о том, как хорошо и плохо играть конями, слонами, ладьями, ферзями и королями. Вроде бы самая общая картинка из журнала у начинающих уже имеется. 

Двинемся ещё чуть дальше !?

Давайте последовательно посмотрим, чего стоит придерживаться в начале партии, и что делать после окончания дебюта!


Записи 1-2 отведу на дебют глазами начинающих.

И побольше (записей 4-5) на поиск мотивов для игры сразу после дебюта ( в раннем миттельшпиле).


Про начало партии.

Вроде бы то что я довожу до каждого ученика (вне зависимости от возраста) – настолько элементарно и осязаемо как кожа лица, что сложностей по «постановке ЗДОРОВОГО ДЕБЮТА начинающему» быть не должно! Но на удивление… до некоторых сказанное доходит спустя 2-5 и даже в отдельных случаях через 25 повторений! Особенно касается дошкольников и младших школьников конечно.

Если взрослый человек способен (даже если что-то и недопонимает до конца) взять на слепую веру, то дети с ними редко когда такое проходит. Часто или имеют слабую память на входящую информацию в голову (банально у некоторых не задерживается). Кроме того, наблюдаю стойкое неприятие от 50% детей на навязывание информации. Превращение их игры в обучение и в объект критических замечаний тоже вызывает неосознанный протест.

У таких ребят к сожалению процесс взросления в шахматах проходит затянутым. Они будут делать то что хочется, будут игнорировать требования и в конце-концов сдадутся перед настоятельным требованием «не играй крайними пешками», «не выводи ладьи через Африканский континент», «не закрывай ферзем дорогу слону», «не играй одним конем»……

Потом после 10-го выставления на вид и с приведением чисто спортивных аргументов (Олег тебя начал регулярно обыгрывать), они тоже включаются в лояльность. Но лучше бы они сразу приняли формулу «тренер зря просить не будет».

Кстати заметил, что те кто изначально не протестует на уроках по началу партии, и слушает в оба уха у них корреляция и в чисто шахматных успехах и в успеваемости по школьным предметам. Те же девочки и мальчики быстрее остальных проходят уровень «зевки», быстрее всех способны перейти на решение задач в 2-3 хода.

Поначалу меня эта упертость некоторых детей злила. Но потом, нашел способ воздействия и на них. Раз уж им нужно больше повторений одного и того же… придумал для них «раздаточный материал», где нужно указать правильный выбор из возможных 4-х решений в дебюте. Ответил три позиции правильно- допускаешься до игры в конце урока. Не ответил на одно или все- есть ещё «задания-тройки». Метод рабочий по любому из названных сегодня мною ниже компонентов.

Дам сегодня самое элементарное и оформленное тезисно. Расчет здесь на взрослого читателя. Для детей у меня по каждому пункту (!) все расписано «детским языком» на 9 листах А4. 

Начало партии («дебют») длится обычно первые 10 -12 ходов. После этого стороны вступают в ранний миттельшпиль. 

Значение дебюта для играющего от уровня «международный мастер» — очень значительно! Это все или почти все. Отдельный долгий разговор в иллюстрациях. А вот для начинающего- все много-много-много проще!!! Достаточно лишь следовать примитивнейшим общим правилам, которые универсальны для любого шахматного начала.

Скажу больше, я против вообще касаться конкретных порядков ходов для своих учеников пока они сами не выскажут своих предпочтений достигнув хотя бы 2 разряда. Мой тренер считал, что дебют это не его забота- и это самостоятельная работа ученика дома. Он мог лишь в общих чертах консультировать и указывать уязвимые места. Такого же подхода придерживаюсь и я сам став тренером.

Главное предназначение дебюта- в подготовке своих боевых сил к решительному бою. Поэтому – сделайте все возможное, что бы за первые 10-12 ходов Вы не только успели вывести на поле боя все свои боевые единицы, но и выбрали для них наиболее целесообразные позиции с учетом ответного развития противника. Если Вы в этом вопросе опередите своего противника- у Вас перевес уже в самом начале партии, или как минимум богатые инициативой возможности. Кроме того- начало партии это время заботы о своем короле! Затрудните его пленение, и это половина гарантии, что Вас не обыграют в 10-15 ходов.

Самое важное:
1. Обратите внимание на центр доски (клетки е4, е5, d4, d5) – с первых же ходов пытайтесь претендовать на эти клетки пешками и выходящими в игру фигурами. Если Ваши легкие фигуры (кони и слоны) будут хотя бы частично контролировать (готовы прыгнуть туда или занимать физически)- одну или две данные клетки- скорее всего развитие Вашей фигуры безупречно! Для детей я рассказываю, что доска как зимнее озеро, и рыбные места только в четырех местах. Именно туда и стремятся все рыбаки пробурить лунки :-)). Понятие «рыбные места»- почему-то запоминают гораздо лучше, чем просто центр.
Даже если слон или ладья будет лишь через свои пешки или фигуры наблюдать издали за центром- это очень- очень хороший признак.

2. Время шахматное в дебюте архиважно! Тратить его нужно исключительно на выход фигур в игру. В идеале каждым ходом в игру должно входить новая фигура! К этому нужно относиться так, как к выходу игроков на поле со скамейки штрафников в хоккее. Если на поле играют трое против пятерых- жди беды. В шахматах расплата за отставание в развитии может наступить порою немедленно! 

3. Уж если мы и играем пешками в начале партии, то пусть это будет вынужденная необходимость по выходу в игру слонов. Не сыграв центральной или коневой пешкой мы их не выведем. Именно поэтому игра центральными пешками на два хода самые популярные виды первых ходов- здесь и борьба за центр и дорога для слонов! Два сильных решения одновременно.

4. Делать рокировку нужно почти сразу как только представилась возможность! Если вы на 1-2 хода опередите противника в этом компоненте- дебют может запросто пойти под Вашу диктовку! Что для этого нужно делать и когда это особо хорошо работает- отдельный разговор.
Запомните простую истину- если откроете книгу «400 шахматных миниатюр» (особо короткие партии), то в 3-х партиях из 4-х причина поражения была в том, что кто-то банально не успел рокировать.
Отдавайте (особенно черными!) предпочтение короткой рокировке, для её исполнения нужно убрать всего 2 фигуры, дольше делать длинную- там убирать придется 3 фигуры и она менее надежна в тактическом плане)


Более мелкие признаки того, что Вы делаете в дебюте самое целесообразное из возможного, они в подчинении первых четырех главных или являются самостоятельным, но менее железным правилом.

5. Не играйте одной и той-же фигурой более одного хода без явной нужды или сильной весомой цели. Прыгая одним конем, вы забираете время выхода у других своих фигур. В дебюте на каждый ход очень много претендентов- относитесь к этому ответственно.

6. Избегайте выводить коней на крайние поля. Они наиболее удалены от центра, а также конь на них имеет мало перспектив. Исключения бывают, но пока просто возьмите себе за правило так не играть.

7. Не выводите свои фигуры перед центральными пешками. Особенно это касается слонов и ферзей! Пешки расположенные на вертикалях «d» и «е». У них особая миссия. Если пешки формирующие рокировку нашего короля – они функционально как «кирпичи в крепостной стене» и обязаны быть плотно сомкнутым оборонительным редутом, то вот две центральные- они как «две перчатки» у боксера! Шахматист ими дерется и отстаивает свое право на лучшие поля на доске из возможного. Застопорим сами свою центральную пешку слоном- все равно что драться будет только левой рукой…

8. Не играйте слишком рано ферзем! Не дело кролевы быть впереди войска, когда позиция ещё не сформирована. Ничего хорошего в ранних набегах ферзя нет и быть не может. Наоборот он создаст предпосылки для опережающего развития соперника. Противник грамотно нападая на ферзя будет выводить свои фигуры в бой, а наши легкие постоят наблюдателями на стартовых позициях…

9. Хорошая очередь для хода ферзем наступает посоле выхода 2-х коней, 1-2х слонов и рокировки. Здесь освободить последний ряд для ладей может быть очень кстати, да и более ясно будет поле его наилучшего расположения.

10. В идеале вообще отказаться от игры крайними пешками в дебюте! Это Вы точно можете себе позволить без ущерба. Тоже самое можно сказать и про слоновые пешки (хотя про пешку ферзевого слона не так явно. Коневыми пешками играть тоже не желательно. Исключение при боковом развитии слона «в домик».

11. Не открывайте своему слону слишком много дорог. Уж если Вы решили вывести слона через ход центральной пешки, не мудрите и не организуйте в «своем гараже вторые ворота». Это и потеря времени и дырок больше в пешечной структуре.

12. Обычно, но не всегда! Есть смысл сначала выводить коня или даже двух, и лишь затем слона, который обеспечит быструю рокировку. Выводить сначала слона- давать сопернику слишком много информации о себе. Выход слонов очень сильно влияет на возможное развитие сил противника. 

13. Ладьи- это те фигуры, которые заканчивают свою мобилизацию последними. Поэтому если в позиции нет открытых вертикалей, то лучше этого пока дождаться, а ладьями не дергаться туда-сюда. Вы или ваш противник непременно откроете игру пешечным или фигурным разменом и вот тогда ладье сыграть на открытую линию пришло время. Ладьи расставленные по центру даже без вскрытия линий- часто тоже очень неплохо.

14. Пока вы не сделали рокировку Ваше самое уязвимое место- пункт f2 и f7. Не рекомендую двигать эти пешки до рокировки и будьте готовы к их ранней атаке. Поэтому рокировать нужно как можно скорее.

15. Играйте по возможности нескромно, а нагло. Если есть выбор сыграть просто и сыграть со злым намерением, а то и вовсе вывести фигуру с нападением- выбирайте второе! Но не увлекайтесь. Играйте лишь на совмещение агрессии и развития.

_______________________


В следующем посте я приведу примеры неудачной игры в дебюте и укажу какие принципы были нарушены в каждом случаи.

Если будут какие-то точечные вопросы по теме, с удовольствием отвечу в комментариях.


0 комментариев

Оставить комментарий