От простого к сложному.

 Данная запись скорее всего для родителей детей, начинающих или играющих недавно и ещё не достигших 2 разряда. Опытные игроки и так знают про принципы работы по развитию тактического зрения и регулярно его совершенствуют.

В шахматах как и в целом в педагогике при обучении опора на принцип от простого к сложному и с постепенным поступательным, без рывков продвижением вперед. Умение распознавать тактические нюансы и схватывать тактику за доли секунд- сложно развиваемый, но развиваемый навык.

Видение траекторий движения фигур по свободным участкам, перспективы их игры во временно закрытых условиях, привычность к некоторым специфическим штучкам -дрючкам – прививается практически с 5 занятия после общего знакомства с элементарными правилами игры.



Сначала это элементарные нападения- прямые и открывающиеся, затем навыки ухода от ударов и угроз. Ученикам ставятся совсем простые задания и смотрится реакция на их отзывчивость, привыкание к элементу тактики 1 порядка.

У всех происходит прогресс по разному. И кто-то осваивает элемент буквально 10 упражнениями, кому-то нужно 20 дней по 3 примера. Увы есть и такие дети. И это нормально. Самый первый период для некоторых- это как первый день вождения автомобиля (педали бы не попутать, и не задавить никого, какие ещё знаки смотреть!)

Здесь нужно запастись терпением. Даже самые сложные дети в конце-концов раскачиваются и способны шагнуть дальше.

Второй этап элементарные маты в 1 ход- примерно 150-200 заданий различной сложности.
Способным пробуют ставить выборочно №1, 2, 3, потом сразу № 31,32,33 – если все в порядке, то делаю ещё один перепрыгивающий шаг к №61,62,63. А если проблемно и тяжело, то иду к №11,12,13. Т.е. делаю шаг назад.

Третьим этапом у меня идет небольшое примерно заданий на 50 решение – «выигрыш фигуры посредством вскрытого или открытого шаха.

Наиболее длительный этап это решение заданий по двум темам: связка и двойной удар.

Я считаю что уже на этих двух темах можно поставить видение доски и улавливание взаимодействия фигур на отлично!

Важно соблюдать постепенность и терпение.

Начать лучше с заданий с минимальным числом фигур (только участники тематического шахматного акта, без отвлекающих внимание персонажей)

Вроде таких упражнений:


Ход черных. Выигрывают белые!

Постепенно сложность плавно увеличивается для тех, кто может потратить на правильное решение 5 позиций менее 2 минут. С более заторможено решающими или делающих ошибки- задания добавляются до выхода на примерный норматив. Сами понимаете придумать элементарных позиций такого типа можно много.

Увеличение сложности заданий по связке. Это и добавление попутных элементов тактики и разнообразных идей (проходная, матовый финал, неработающий защитник и прочее)
И увеличение числа задействованных на доске фигур.

Важный момент, что с определенного уровня сложности подтягивается знания и прочих тактических элементов (освобождение поля, завлечение, отвлечение, блокировка и т.п.), а также можно просить решать в 2-3 хода не передвигая фигур и на время.

Укажу ниже примерный рост сложности заданий в течении 2-3х месяцев для играющих детей 6-8 лет и уровня игры 4 разряд.

                   Ход белых.


                  Ход белых


                  Ход белых


                  Ход белых


                  Ход белых


                 Ход белых



В заключение скажу, что очень бы рекомендовал периодически показывать (не решать!), что-то явно сложное, но эффектное по содержанию  по пройденной теме.

Дети уже способны и оценить увиденное с пояснением и вопросами-ответами и загореться, что в игре могут быть очень сложные интерпретации знакомых им по задачам игровых элементов. Это как бы стимул для развития, занятий… показать им горизонт, к которому можно и нужно идти.

Есть и ещё момент… дети «шлепают», склонны играть быстро и поверхностно. Сама игра, но не поиск в их основе. Подобные примеры раскрывающие скрытые ресурсы мимо которых можно проскочить мимо- мотивируют на более вдумчивую игру.

Сегодня показывал пример из своей вчерашней блиц — партии. Получилось действительно неплохо. Связка и двойные удары в начальном положении не для всех очевидны. В 3-4 разряде сегодня никто не нашел идейную игру. Но смотрели разбор с интересом и потом восстанавливали два раза позицию на доске для повтора.
_____________

             
Ход черных. Трагедия одного темпа, при ходе белых черные проигрывали бы после 1.Ке7!


1… K:d5! 2.Л:d5?

Очень зыбкое равенство поддерживалось отходом коня 2.Kd4!

Там вступали в действие иные тактические мотивы: вскрытый шах, двойной удар, например тут:
2… Ке7 (угрожает d5+) 3.f4 g:f4 4.K:b5 C:b5


5.Л: е7 Ф: е7 6.Ф: е7 С: е7 7.b3


Однако интереснее ситуация была в партии, после 2.Л:d5?




2… Л:d5 3.Ф:d5 Cb7


Вот на эту связку и пошли черные! Привлекло внимание, что белые совершенно беспомощны несмотря на лишнюю ладью и при ферзях. Мата нет (что тоже редко для таких жертвоприношений, но есть сразу три подпадающие под удар после взятия на с6 фигуры белых. Ситуация напоминает шашлык, будто слон надел на шампур три крупных куска мяса.

Дальше тоже было не безынтересно.

4.Ле1 Сс6 5.Фd1
(нужно было тщательно подбирать поля для отхода, что бы защитить коня а4 и не проиграть ферзя (d6-d5+), наиболее сильно было 5.Лс1 и у черных лишь несколько лучше после разамена ферзей, благодаря сильным слонам, проходным и неудачного коня на а4)



5… Фа7! Точно нанесенный двойной удар! Белые гибнут немедленно.
6.b3? Ф:f2


Белые сдались, мат не избежен.


0 комментариев

Оставить комментарий