Фианкетированные слоны (№2)



Слон

Рассказ о силе фианкетированных слонов и об использовании их в борьбе за центр с флангов будет долгим. Но надеюсь интересным.

Для иллюстрации основных идей и мотивов буду приводить партии, которые заряжали современников их увидевших на аналогичный творческий подвиг!

Скромное гипермодернистическое начало, зачастую вело к не менее ярким схваткам, чем в королевском гамбите.Число ценителей фианкетированных слонов ширилось год от года. Постепенно так стали пробовать играть (хотя бы иногда) многие известные маэстро.

Все статьи на эту тему.
№1  №2  №3-1  №3-2  №4  №5  №6  №7  №8  №9  №10-1  №10-2

Как бороться фианкетированными слонами за центр? Партии прошлого показывают две основные тенденции:

1. Позволить противнику занять пешками центр и затем его атаковать при помощи слонов и пешечных подрывов.
2. Сильным фигурным контролем не позволять противнику создать идеальную пешечную пару в центре.

Так или иначе наблюдение за центром приносит дивиденды и в том и в другом случаи.


Самой первой партией хотел бы, что бы была в исполнении молодого Макса Эйве. Против родоначальника гипермодернизма (Рети) он белыми провел партию, которой бы был горд и сам поигравший!!! Настолько четко, как по нотам он разыграл эту «рапсодию неоромантизма».

Эйве – Рети (Амстердам, 1920)
http://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1041900 
(по ссылке — партия с динамичной доской, можно просмотреть в быстром темпе, или паралельно с текстом поста)



1.е4 с6 2.b3
        Диаграмма №1

Белые уже на 2-ом ходу делают ставку на фианкетто!

При всей моей любви к этому способу развития за белых (постоянные читатели знают), все таки этот путь оригинальный, интересный, но не сильнейший. Это объективно. У черных н должно быть проблем, особенно если мы говорим о защите Каро-Канн.

Тем не менее дальнейшее течение партии просто конфетка!


2… d5 3.e:d5 (другая возможность- гамбитная 3.Сb2 d:e4 4.Kc3, но гипермодернисты не стремятся к немеленому конфликту принципиально)
3… c:d5 4.Cb2 Kc6 5.g3
                    Диаграмма №2 

Если 2-ой ход белых ещё смотрелся как возможный, то второе фианкетто… его тогда просто недопонимали до конца! Даже Капабланка комментирую свою партию против Яновского (Сан-Себастьян, 1911) отметил влияние общественного мнения на свою игру:
«Я видел правильный ход 13.g3, но опасался критики за подобное расположение пешек».

Здесь естественным продолжением (не позволяющим легко занять пешками центр) было
5.Kf3 Cg4 6.Ce2 с равной игрой.

Но Эйве не нужно такую простую позицию. И он смело инициирует обоюдоострую проблему. Его цель доказать силу слонов наблюдающих за центральным участком издали.
При этом он признавал и степень риска подобной игры:
«Если черные сумеют удержать свой сильный центр, перевес будет на их стороне!»

5… е5
Самое естественное продолжение, однако сильнее предварительный выход коня: 5… Kf6 6.Cg2 Cg4! (Cм диаграмму №3)
                    Диаграмма №3
С отличной игрой у черных!



6. Сg2 Ce6?! (6… Kf6) 7.Фе2!
             Диаграмма №4

Сильный и коварный ход! Эйве четко реагирует на неудачно вылетевшего слона е6!
Пешку е5 необходимо защищать ходами 7… f6 \ 7… Cd6 \ 7… Фс7 – каждый из них имеет свои неудобства!

При первом ответе провисает слон е6, оставшийся без подпорки, при втором есть удар 8.f2-f4! И сказывается ослабление пункта g7, а третий способ защиты избрал Рети.
Здесь тоже есть издержки, белые выводят в игру коня и необходимо защищаться против прыжка Kg5


7… Фс7 8.Kf3 f6 9.0-0 Cd6 10.Kc3 a6
            Диаграмма №5

Последний ход черных против выпада другого коня белых. Формально кажется, что центр черных обеспечен.

Те не менее сейчас белые захватывают инициативу и играют на пешечный центр черных, как на источник проблем. Ввиду неудачной р
асстановки фигур, стоит признать, что Рети обеспечить свой пешечный центр не смог…

11.d4!
           Диаграмма №6

Этот момент в партии учебный! В последствии подобным образом стали выигрываться партия за партией! Белые сначала вывели свои фигуры на максимально хорошие поля, а затем наносят по центру, выверенный, наиболее неприятный пешечный удар из возможного! В данном случаи ход неприятен тем, что фигуры черных слегка подвисли и черные на мгновение задержались с рокировкой.


Сейчас черным невыгодно было играть на стабилизация центра ходом 12.К: е4 d:e4 13. Ф: е4 Фе7 14.Лае1 (См. диаграмму №7)
           Диаграмма №7
С решающим перевесом у белых.


11… Kge7 12.d:e5 C:e5
          Диаграмма №8

Черные вынуждены отказаться от взятия пешкой, начинала сказываться действие спрятанных в засаде фианкетированных слонов!
12… f:e5 13.Kg5! Фd7 14.Ka4 Лad8 16.h3!
           Диаграмма №9

И ввиду угрозы Kb6 – у черных критическое положение в центре.


13.K:e5 f:e5 14.Лad1 0-0-0 15. Лfe1
         Диаграмма №10

Можно без преувеличения сказать… Рети игравший черными был «счастлив» :-))) Он испытывает трудности именно благодаря собственному учению, взятому на вооружение талантливым молодым человеком!

На самом деле данная позиция максимально точно иллюстрирует гипермодернистскую идею- максимальное фигурное воздействие на центр. Абсолютно все их фигуры лупят по черным пешкам.


15… h5 16.Ka4!
         Диаграмма №12

Многоплановый ход! Помимо прямой угрозы взятия пешки е5, прицеливается конь к полям близ черного короля, а также высвобождается пешка с2, которая просто разобьем центр черных в руины после с2-с4.

Черные уже прямо сейчас должны что делать с одной из центральных пешек.


16… е4 17.f3! h4
          Диаграмма №13

Надо отдать должное Рихарду Рети, он сражается как только может. Лишь на следующем ходу, он ошибается и партия летит под откос окончательно.
После 18.f:e4 – ему следовало пойти на позиционную жертву пешки с шансами на компенсацию:
18… d4 19.Kc5 Фd6 20.K:e6 Ф:e6
         Диаграмма №14

Здесь был шанс «притупить» обоих белых слонов пешечной конфигурацией в центре, но вряд ли бы и это выручило черных при точной игре Эйве.


18.f:e4 h:g3? 19.e:d5 C:d5
         Диаграмма №15

Черные могли включить взятие пешки на h2 – 19… g:h2+ 20.Kph1 C:d5 21.C:d5 (См. диаграмму №16)
         Диаграмма №16

Но это приводило к потере фигуры (шах на е6, а затем конем на b6!)


20.С:d5 K:d5 21.Фе6+ Kpb8
        Диаграмма №17

Это взятие вынужденно, так как при 21… Фd7 22. Ф:d7 Ф:d7 23.Л:d5 Л:d5 24.Kb6+ (См. диаграмму №18)
        Диаграмма №18

и K:d5 у белых лишняя фигура.



22.Л:d5 Лde8
        Диаграмма №19

У черных конечно проиграно, но чисто практически они играют очень цепко. Отавать две ладьи за ферзя редко когда выгодно, но тут ввиду раскрытого положения белого короля есть шансы на спасение «вечным шах». Но молодой Эйве проводит концовку партии с точностью часов!


23.Ф: е8+ Лh:e8 24.Л: е8+ Кра7
        Диаграмма №20

Белые сейчас уверенно побеждали простым переводом слона : 25.Сс1! g:h2+ 26.Kph1 b6 27.Ce3 Kpb7 28.C:b6 Фf7 29.Лd7+ (См. диаграмму №21)
          Диаграмма №21

Так было проще всего.
Однако все крупные игроки были не чужды эстетики за шахматной доской :-)))


25.Лdd8!
          Диаграмма №22

Взятие ладьи вело к поражению:
25… K:d8 26.Cd4+ Kpa8 27.Kb6+ Kpb8 28.Ce5!
           Диаграмма №23

В партии ещё последовало:


25… b6 26.Ca3! g:h2+ 27.Kph1
           Диаграмма №24

Черные фигуры прижаты и ограничены в возможностях. При этом не спасает абсолютно голый король белых!

Эйве сейчас считал самым упорным: 27… а5 28.с4 Kpa6, но и здесь белые постепенно побеждали черных, усиливая положение фигур. Черные скованы защитой своего плохого короля.


27… Фf7 28.Ле7+!
            Диаграмма №25

Красивая концовка!

28… К: е7 29. Лd7+ Kpa8 30.Kb6+ Kpb8 31.Cd6 мат!
          Диаграмма №26

grafeuwe
(На фото молодой Макс Эйве с известной шахматисткой Соней Граф… некоторыми чертами лица напоминает жену, люблю это фото)

_____________________

Чуть позже на самом сильном турнире первой четверти 20 века в Нью-Йорке (1924)
Рети выиграл уже белыми в подобном стиле против Фредерика Ейтса.

Тоже пешечный центр у черных, снова максимальная нацеленность на этот цетр белых фигур и снова штыковой удар в сердце позиции пешкой d4!

Вот эта партия
http://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1102103

Рети- Ейтс (Нью-Йорк, 1924)



1. Кf3 d5 2. c4 e6 3. g3 Кf6 4. Сg2 Сd6 5. b3 O-O 6. O-O Лe8 7. Сb2 Кbd7
             Диаграмма №27

Идет классическая игра Р. Рети в дебюте собственного изобретения.
Рихард своей идеей-фикс видел контроль сильного пункта е5 фигурами. Если же там оказывалась в конце –концов черная пешка, то это был для него объект атаки.

С пунктом d5, который он относил к сильным в лагере черных, он предпочитал бороться пешкой с4, при содействии слона g2.

Сейчас Александр Алехин считал сильнейшим все таки не давать центр, а играть 8.d2-d4.
Но у Рети свое понятие «как лучше» его фигурам. Все таки пешка d4 перекрывала действие сильного слона b2. Поэтому Рети предпочитал более скромное на вид d2-d3.




8.d3 c6 9. Кbd2 e5 10. cxd5 cxd5 11. Лc1
          Диаграмма №28

Что это за позиция? У черных хороший качественный центр. Он в сравнении с прошлой партией качественно защищен. Это аргумент или не аргумент вообще? Конечно! Сильный пешечный центр- опора для любых инициатив его обладателя. Но и белые не без камня за пазухой… умелой игрой он могут использовть центр для атаки и позже после разменов пешек получить не хуже, а зачастую лучший контрль за свободный центральным пространством.

Вердикт по позиции такой- предстоит сложная, обоюдная игра. Победит более сильный и талантливый :-))

Своим последним ходом Рети начал свою знаменитую перегруппировку сил для ещё большего нажима по центру! Очень часто так поступали в последствии мастера и гросммейстеры.

Был и альтернативный план, связанный с немедленным контрударом в центре 11.е4!?
Там получаются немного другие, но тоже интересные позиции.



11…Кf8 12. Лc2 Сd7 13. Фa1 Кg6 14. Лfc1
            Диаграмма №29

Давление белых фигур достигло апогея!, еще не хватает, разве что коня поставить на е3 и весь центр черных под обстрелом.

Сейчас лучшей реакцией было 14… Фе7, с последующим надвижением пешек ферзевого фланга (что бы добраться до укрывшегося «в землянке» белого ферзя.


14… Сc6 15. Кf1 Фd7 16. Кe3 h6?
             Диаграмма №30

Ну конечно это промедление + ослабление короля.
Лучше было решится на подвижки в центре 16… d4 17.Kc4 Cc7 – и вся борьба впереди.

Ну а сейчас Рети дает классический пример для гипермодернистов будущих поколений.
Одним ударом рассекается все построение черных! И уже вскоре на месте черных пешек, почему то возникли белые… забавная метаморфоза.


17. d4! e4 18. Кe5 Сxe5 19. dxe5
             Диаграмма №31

Черные были вынуждены бить именно слоном, иначе возникала пешечная вилка. С разменом слона- резко возрастает роль боьшой диагонали a1-h8.


19… Кh7 20. f4
            Диаграмма №32 




20… exf3 21. exf3 Кg5 22. f4
             Диаграмма №33

Два сильнейших слона, на изготовке стоят белые ладьи. Слабости черных: пешка d5, пешка d4. И главная неприятность. Ещё немного и пара белых пешек e5+f4 протаранят их рокировку.

Надо что-то делать, но что ?!

Хотелось бы открыть диагональку для своего слона 22… d4?! Но белые тогда просто хлопнули бы ладьей по «с6»

Попробовать влезть в центр доски?
22… Ке4 23. Лd1 f5 24.C:e4! f:e4 25.f5! (См. диаграмму №34)
                     Диаграмма №34
Черные не вынесут этой инициативы точно.


22…Кh3+ 23. Kрh1 d4
                Диаграмма №35

Хоть какая-то активность, иначе скорая смерть, даже крикнуть не успеешь!


24. Сxd4 Лad8
                  Диаграмма №36

Ввиду возможности белых отдать временно качество, черным лучше было на прошлом ходу самим менять слонов на g2.


25. Лxc6! bxc6 26. Сxc6 Kf2+
                Диаграмма №37

Конь на h3 – тоже был «в печали»… черные пытаются его вывести из опасной зоны, но уже поздно.



27. Kpg2 Фxd4 28. Фxd4 Лxd4 29. Сxe8 Кe4
              Диаграмма №38

Две лишние пешки у белых. Да ещё и мелкая тактика в наличии.


30. e6 Лd2+ 31. Kрf3
              Диаграмма №39

Черные сдались.

cn7175_yates
(Фото Фредерика Ейтса)


Все статьи на эту тему.
№1  №2  №3-1  №3-2  №4  №5  №6  №7  №8  №9  №10-1  №10-2

 



0 комментариев

Оставить комментарий