Детская шахматная память

 Поле боя в клеточку. http://inkazan.ruПри работе с начинающими 6-7 лет серьезный упор делаю на развитии памяти. Специальной шахматной. По другому никак.

При работе со взрослыми можно опираться и на память, и на какую-то самоорганизацию мышления. У детей это или полностью или почти полностью стерильно.


Не сразу, но примерно через 5-6 занятий чувствуется, что обучение начинает срабатывать.

Тем, что делаю на уроках по развитию памяти, могу поделится с Вами:


Работу начинаю вести с уровнем подготовки, когда:
— мат одинокому королю ладьей ставят безукоризненно,
— пешку провести при ладьях могут,
— Рокировку делают стабильно и понимают зачем,
— Способны создать прямую матовую угрозу в 1 ход.
— Успешно решают задания- найти мат в 1 ход и найти двойной удар.

После этого, что бы в голове у детей откладывался любой материал более качественно начинаю поступательно давать задания:

1. Механическое запоминание позиции на демонстрационной доске ( в течении 1-1,5 минут). С последующим выставлением на своих досках по памяти.
(на подобные тренировки отвожу не менее 3-х блоков (с перерывами в месяц между ними по 15 часовых занятий)

2. Учим доску наизусть. Не глядя на доску называть- какого цвета какие поля. Назвать все клетки по диагоналям от заданного поля. Решение примитивных одноходовых заданий не глядя на доску. (Однократное обучение в течении 10 занятий).

3. Разбор счетных позиций на демонстрационной доске без перемещения фигур. Цель — удлинить расчетные способности вслепую. Периодически, в течении всего учебного годичного цикла, но только после п.1, п.2.

4. Воспроизведение 15-20 ходовых партий сразу после просмотра. Периодически, в течении всего учебного годичного цикла, но только после п.1, п.2.

Сегодня хочу рассказать подробнее о 1 этапе развития памяти.

А) Подбираю позиции с возрастающим числом фигур. Самые первые четыре позиции для примера покажу внизу.

Б) Разумеется развитие памяти должно идти параллельно с какой-то плановой полезной информацией. Например самые первые 10 позиций – они у меня идут параллельно с темой поиск спасения в сложных позициях (игра на пат и на позиционную ничью)

В) Дети первые задания не способны расставить даже близко с 1 раза и влет (за редким исключением). Они просто не понимают механизмы, которые использует зрелый игрок, что бы лучше уловить «картинку».
Но со 2 захода (когда им объясняется логика запоминания, запоминающиеся поля, особенности, действия фигур и пешек и др.)- уже почти все расставят позиции без ошибок и быстро.

Г) Показывая красивое и яркое решение в позициях. Прошу вновь расставить позицию в начальное положение. И затем ещё раз все вместе вспоминает эти позиции на следующем уроке (просто вспомнить и поставить на демонстрационной).

Д) Если на начальном этапе фигур мало и особых связей между фигурами нет, то позднее фигур становится больше, но и позиции подбираются такие, чтобы легче запоминать, потому что они похожи на те, что могут возникать в их-же обычной практической игре.
Такие позиции ещё шахматисты называют «человеческие».
Эти позиции 2-го уровня увязываю с темой (расчет при разменных операциях и промежуточные ходы).

Е) Здесь в помощь ученикам рекомендую обращать внимание на контактные участки доски (прямое соприкосновение фигур и пешек противников, на положение королей, на особенности пешечной структуры, а также главную идею позиции (если смогли её вычислить).

Ж) Последний этап наиболее сложный. Запомнить позицию многофигурную и при этом несколько хаотичную (но не из шахматной композиции, а из реальной партии).
Здесь акцент на поиск смысла каждой фигуры и пешки сторон, запомнить неудачные фигуры (бездельницы) и наоборот ключевые. Попытаться решить или найти решение.

З) На запоминание этих сложных позиций отвожу не менее 5 минут, параллельно прошу поискать решение ( задачи на мат в 2 хода). Повторять расстановку на следующий день не прошу.

Приведу 4 начальные позиции, для того что бы примерно представлять позиции 1 уровня:

№1
Чигорин- Тарраш (1907)


Ход белых, их позиция кажется безнадежной, тем не менее в ней имелось спасительная операция! Белые замуровываются!

1.Крg4 Kpe5 2.g6 h6 3.Kph5!


И черным только и остается как поздравить соперника с ничьей! Ведь после 3… Kp:f5 –пат!
__________



№2.
Папе – Рот (1927)



Ход белых. Положение совершенно безнадежно… у черных просто лишний слон.
Правда у белых есть сильная проходная пешка а4. Её немедленное движение ни к чему радостному не приводит. Черные успеют и пешку g3 взять и проконтролировать поле а7.

Не помогает и попытка закрыть проход слону черных:
1.d6 e:d6 2.a5 C:g3 3.a6 Kpe2+!


Лишний слон обеспечит победу при ферзях.

Тем не менее черные нашли виртуозный способ спасти партию:

1.d6 e:d6 2.Kpd3!!

Сильнейшая реакция! Во первых ход d4-d3 — не возможен. Во вторых он уходит из под d6-d5+ (что высвобождает слону путь к «а7»). Ну и в третьих- они играют на пат!

2… С:g3 3.a5 d5 (а больше никак!) 4.а6 Сb8 5.a7! C:a7


Как вам находка шахматиста Папе!? А? :-))))
Вот сыграть одну такую ничью и войти во всемирную шахматную историю :-)
Больше ведь Папе нигде и никогда не фигурировал…

______


Ну и для самостоятельной тренировки предлагаю поискать решение ещё в двух позициях.

Обе тоже идут у меня для запоминания:

№3

Ход черных. Ничья.

№4

Ход белых. Ничья.
P.S. С последней позицией, опять есть что вспомнить. Пробуют решить дети той группы, где обучается «Вовочка» — писал о нем здесь-   http://terrachess.ru/blog/Coaching/587.html 

Парнишка что-то как-то не в духе был к концу урока. Как обычно кто-то молча смотрит, кто-то елозит на стуле с шумом, кто-то разговаривает вслух. Сосед его как раз разговаривал.

— Да заткнись ты, дай подумать.

Тот не реагирует.
«Вовочка» вскакивает с места и кричит на него сверху вниз:

— Ещё раз что-то вякнешь- после школы чирик гони!


0 комментариев

Оставить комментарий