Лёня! А также "пониженная игра".

 ЛёняЕщё вчера подумалось, а почему бы не рассказать постоянным читателям журнала о своих некоторых учениках. Тех, кто сегодня пока ещё слишком юн, но в ком вижу способности и возможности заиграть хорошо уже в ближайшие годы.

Мне кажется идея демонстрации прогресса в игре детей и интересна читателям, да и мне на память. Журнал бессрочный, и кто знает… может быть будет свидетелями каких-то будущих спортсменов федерального уровня. Всем своим ученикам объявил, что лучшие их достижения буду непременно выкладывать в журнале… Так и объявил им, что бы все старались, потому что «На тебя, тебя и тебя – вся страна будет смотреть, как на Гагарина!»© :)))

По мере публикаций буду вводить новые теги. Сегодня тег «Леня маленький»


ЛеняИсаков
Несколько слов о Леониде. (На фото на переднем плане, слева ) Сейчас ему 8 лет, он учится во втором классе. Вскользь о нем уже писал, что первый год ходил на занятия от случая к случаю… к моему огромному сожалению. Просто забывал время и начало занятий.
В этом году договорились, что в час у него на телефоне срабатывает будильник :-))

Ну, а как ещё бороться с этим «шалопаем» !? :-))

Это тот самый мальчик, которому НЕ нужно повторять по 10 раз, а он наоборот сам склонен домысливать на основе поверхностных, первичных знаний что-то более глубокое.
Прогрессирует пожалуй быстрее чем другие, хорошо решает задания (требует – «мне посложнее, чем им»), но к сожалению пока заложник своего возраста- много балуется и плохо держит концентрацию, при занятии в группе. При тренировках 1 на 1- всё очень хорошо.

В шахматы научился играть в 3 года. Далее внимание: САМ, без чьей либо помощи, со слов родителей, просто разбирая игровые приложения в мобильном телефоне отца….
Я с подобным сталкиваюсь впервые.

На первый урок он конечно пришёл обычным человечком знающим правила. Не хуже и не лучше, чем остальные. Но зато сразу удивил запросом:
«А вы бы смогли обыграть мой телефон? Мне очень нужно!»

Со школой происходит странное… со слов мамы до 1 класса ребенок мог в уме делать вычисления трехзначных выражений. А сейчас по математике у него бывают тройки…
Нас с женой искренне огорчило это откровение. Подумали сами знаете о чём. Но возможно, что это не критично- как и для шахмат, так и для школы возможно нужен просто Лёнин более старший возраст.

Как будет в дальнейшем складываться подготовка Леонида, Вы сможете отследить по тегу «Леня маленький». Мальчишка интересный.

____________________

Что бы как-то параллельно с представлением Леонида придать посту и методическую наклонность. Опишу здесь ещё одну особенность преподавания шахмат. Возможно, что это будет как-то использоваться детьми и их родителями при самостоятельных тренировках дома.

«Пониженная игра».

Очень позитивно оцениваю симуляторы и игру с ними. Уже писал об этом. Но всё же наилучший тренировочный эффект достигается при вот каком раскладе:

— Спарринг партнер ребенка или взрослого обучающегося – в идеале в несколько раз сильней. Т.е. и опытней, наиграней.

— Партнер должен уметь опустить свой уровень игры ровно до такой величины, что бы обыграть его ходы можно было бы при сверхусилии. Но тем не менее реально!

— Партнер должен методически верно подбирать ответные ходы, которые можно ожидать от игроков лишь несколько сильнее, чем ученик. Он должен быть органичным и похожим в игре на будущих противников ученика. Что бы в идеале ученик в партиях ходил всегда по краю победы, и иногда мог её достичь.

Это гораздо лучше, чем симуляторы, всё-таки машинный стиль игры и человеческий сильно разнятся. Опытный игрок сразу и почти безошибочно способен отличить, когда с ним играют программой. И наоборот он уже привык к самым естественным и напрашивающимся реакциям живых людей.

Словом я за то, что бы партии против ПК, иногда разбавлялись такими качественно пониженными партиями против сильных партнеров.

Партия ниже игралась именно так.





Власов — Исаков Лёня
(примерно 15 минут длилась партия. Без часов)


1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3.Сc4 Сc5 4. c3 Кf6 5. d4 Сb6?! 6. dxe5
         Диаграмма №1

Итальянскую партию и гамбит Эванса группе в которой занимается Леонид уже показывал. Разумеется без указания конкретных вариантов «как надо тут играть». А только общие идеи и наиболее эффектные, зрелищные поединки. Считаю, что лучше пусть сами пройдут сквозь все возможные вариации, пусть и несколько сомнительные, чем учить наизусть… играют тем более пока ещё не сильнее 3 разряда точно!

Играя 5… Cb6 – Леня хотел не образовывать белым пешечную пару. Вроде того, что пешка на е4- тоже подвисает. Однако после 6.d:e5 он пусть и поздно, но всё же подметил знакомый уже двойной удар 6… К: е4?! 7.Фd5… И отыграть решил пешку «более гибко»


6… Кg4 7. O-O
         Диаграмма №2

Разумеется было видно, что черные сейчас проигрывали пешку после 7.С:f7 и потом 8. Кg5+ 9.Фхg4 но решил пока играть на более длинную перспективу, а удар показать после партии. Было видно, что чёрные смогут при 0-0 успешно бороться с белыми.

Уже следующий его ход порадовал. Из двух взятий выбирает то, которое имеет больше перспектив для атаки рокировки белых. Лене очень подходит «концепеция активно-ищущего и генерирующего тактику шахматиста». И сам такой :-) Вот и рад, что меня «услышали».



7… Кcxe5 8.Сb3 d6 9. Кxe5 Кxe5 10. Сf4 O-O
        Диаграмма №3

Здесь его немного пожурил, за пусть и фундаментально правильную рокировку, но всё таки пропускающую дополнительные возможности. Было возможно ещё наварить темп в личную корзинку и при этом сохранив возможность и длинной рокировки:

10…Сg4 11.Фd2 Фf6!? Позиция чёрных пожалуй приятнее. Уравнения должны были искать белые.


11. Кa3 Фh4
       Диаграмма №4

Выглядит активно. Чёрные атакуют и пешку е4 и слона. Сохраняется возможность фигурных вбросов.

Сейчас для надежной игры следовало упростить позицию разменами С: е5 и потом Кс4. Но хотелось предоставить Лёне богатую площадку для самовыражения, и для последующего разбора.

12. Фd2 Сh3?!
      Диаграмма №5

:-))
«Хороший мальчик!» (А.Миронов «Бриллиантовая рука»)

Идея этой «вкрутки» слона в рокировку чёрных на поверхности. Темповое получение взаимодействия между ладьями и игра на вилку ( 13.gxh3?? Kf3+)… Но пока мы видим в этом лишь азарт мальчика, впечатлительность. Зрелые решения вроде 12… Kg6 c перевесом у чёрных- это надеюсь будут уже через год.

Эффектный выпад легко опровергается, буквально в одно неучтенное взятие.

13. Сxe5 dxe5 14. gxh3 Фxh3
       Диаграмма №6

И снова решил выступить в роли провокатора! Легко выигрывало 15.Фg5

Внешне позиция чёрных привлекательна- не смотря на отсутствие фигуры, король раскрыт и можно даже попытаться использовать не самые слабые фигуры черных.

Сейчас Леониду предложил намеренно выбор или форсировать ничью или… сыграть на выигрыш. Леня выбрал второе. Из объяснений- «мне не интересна ничья».

Тем не менее ничью фиксировать- это дань объективности. С ней пока что у Лени тоже туговато.

15. Кc4 Фg4+ 16. Kрh1 Фf3+ 17. Kрg1 Лad8?!
        Диаграмма №7


18. Фg5 Фxe4 19. Фxe5 Фg4+ 20.Фg3 Фe4
        Диаграмма №8

Очевидно, что атака чёрных отбита. Простыми ходами. Спросил его, не мог ли он это видеть, когда играл Лad8? Ответ: «Я просто играл как нужно» :-)



21. Кxb6 axb6 22. Лad1 Лde8
        Диаграмма №9

Молодец, что уклонился от разменов, но конечно всё тщетно.


23. Лd4 Фf5 24. Лf4 Фh5 25. Лd1 Лe5 26. Сxf7+
        Диаграмма №10

Леня сдался.


0 комментариев

Оставить комментарий