Об одном из высказываний Стейница.

 Вильгельм СтейницВ октябре 1888 года в International Chess Magazine Вильгельм Стейниц комментировал партии турнира.

В самом конце обзора, он подвёл итоги, и оставил для читателей строчку которая стала знаменитой:

«Несколько недель практики с мастерами равноценны годам работы над теорией шахмат».

Оставив крайние положения, когда только практика или когда только самостоятельная работа с литературой – нельзя, пожалуй можно согласиться с высказыванием первого чемпиона мира.

Если говорить про детей, тоя избегаю выставлять их на практические поединки в турнирах, до того момента, пока не почувствую, что он способен выиграть, именно наверняка выиграть соревнование самой низкой квалификации.

Это очень важно. Самый первый успех должен окрылить, заставить ребёнка поверить, что в нём самом и в его тренировках что-то есть.

А вот второе соревнование…его желательно подобрать такое, что бы там юного шахматитса обыграли почти все убедительно и явно. Не во всех партиях (в такой турнир, где он не способен набрать ни одного очка его просто не включат. А так, что бы это было например 2 очка из 9 возможных…

Вот этот контраст результатов + деликатная подача тренером выводов ученику- способны заложить камень трудолюбия и здорового спортивного тщеславия.

Играть против гораздо более сильных полезно ВСЕГДА, но наибольший эффект, достигается против тех, кто с усилием обыграет Вас со счётом 8-2. Заставить сильного игрока играть в полную силу может заставить, например оговорённая ставка.

Говорю, то что слышал от своего тренера о взаимоотношениях юного Гаты Камского и его отца Рустэма, в период шахматного совершенствования в Лениграде.

Источник информации у тренера не уточнял, поэтому, как говорится, за что купил за то и продаю…

Помимо занятий с книгами над теорией, его отец (и по совместительству тренер)- регулярно приглашал в дом мастеров. Условия были привлекательными для шахматистов- победа в партии 5 рублей, поражение или ничья – ничего. Т.е. мастера непременно стремились к победам.
Стоит ли говорить, что мастера по началу обыгрывали Гату достаточно часто…
В этих случаях отец (когда мастер получив деньги уходил) говорил: «А сегодня сынок, ты СВОЙ ужин проиграл».

Если кто-то из читателей сможет дать дополнительную информацию подтверждающую, дополняющую или наоборот опровергающую относительно раннего периода совершествования Гаты Камского- буду только благодарен.

Мать Фишера, тоже регулярно подавала объявления: «ищу спарринг-партнёра по шахматам своему сыну», так что… пусть это и выглядит жестковато, но к вопросу эффективности результата в игре, к прогрессу имеет прямое значение.


С ребятами примерно 5 разряда (уже не начинающие, но и не играющие пока особо), нашёл одним из самых эффективных совмещение обучающих уроков, партий против равных себе и…… консультационные партии против себя.

Все эти партии, всегда выигрывает ученик. По факту он делает ходы, я по ходу игры позволяю прочувствовать негатив (если это слабые ходы или зевки). Потом отматываем назад и с места где партия пошла «не хорошо», показываю, на что нужно обратить внимание, что самое важное в позиции, что так себе и предлагаю выбор из нескольких неплохих ходов. Так мы постепенгно доходим до финалов.

Это очень действенный, но правда утомительный метод для 6-7 летних детей. С другой стороны они получают опыт игры с высокой нагрузкой и привыкают к более содержательным партиям.

Очень большое значение имеют эмоции!!! Личные партии и находки в них- с ними ничто не сравнится.

Например сегодня на 10 минут ставил им позицию поискать победу за чёрных в положении из партии Боголюбов-Уолкер (Краков, 1942)



В конце концов найден был шах конём на f2, а затем я показал и более эффектный внешне ход Фа1.

Понравилось им? Да. Но так, что потом пошли домой и забыли… «инфа 100%», как сейчас пишут.

Другое дело, когда в возникшем в нашей консультационной партии положении, я белыми попросил Колю поискать ход чёрным ферзём, вместо Фh3+




после которого, можно было бы отсылать партию в газету «Челябинский рабочий», а заодно и в «New in chess». с заголовком «челябинский детсадовец, атакует в стиле Таля»

:))

Конечно такие партии (пусть и консультационные) и фрагменты, гораздо сильнее стимулируют и к осязанию, и к проникновению в шахматы, чем «реши 20 позиций на мат в 2 хода».

Практика с сильными игроками и общение с ними, полезны на любом этапе шахматисту.


0 комментариев

Оставить комментарий