Способности и их отсутствие.

 Способности и их отсутствие.Может быть мой рассказ о детях, с которыми работаю заинтересует. Наверняка у кого-то будет что добавить от себя.
Я не против, а наоборот интересен и Ваш опыт.

Пишу ниже про то, что вижу сам, в обычных (да и не очень обычных детях) младшего школьного возраста. (фотографии в посте не имеют отношения к реально описываемым ребятам и взяты с сайта http://inkazan.ru/pole-boya-v-kletochku/ , кстати, там фотографий ещё больше )
 
У меня сейчас в наличии тест на выявление предрасположенностей для успеха в шахматах. Т.е. ребёнок 5-6-7 лет, по нему уже может быть оценён, ещё ДО каких либо умений и навыков в игре. Наличие умения до примерно уровня 4 разряда тоже не помеха. 
Все 50 вопросов не имеют никакого отношения к шахматам совершенно.
Каждый вопрос придумывал сам. Составлялся тест более недели. По каждому ключевому компоненту, востребованному в шахматах- есть группа разных вопросов и заданий, распылённых в общем порядке.

С 1 сентября будет новый наплыв желающих от поступивших первоклассников. Каждый из них будет в обязательном порядке проходить этот тест, что бы попасть в правильную группу с первых дней. А кое-кому, сразу порекомендую не ходить на бесплатно. А заниматься точечно и индивидуально с первых дней. 

Дети..... 

Рассказ о трёх типах учеников из бесплатников, для которых мой предмет вроде группы продлённого дня.

1 тип «крепкие середняки»
Хорошие ребята. На занятия ходят пусть и без фанатизма, но им интересно и они делают усилие. Общая характеристика- если создавать для них условия для развития, преодоления сложностей, если иногда «простимулировать» дополнительно через самолюбие- то они хорошо откликаются на «включение стартера» и дело идёт. Не самые простые бывают дети. Иногда по 8 раз одно и тоже, но факт есть способность, рано или поздно переварить проблему и продолжить движение.
Таких большинство. На глазок примерно процентов 80.


2 тип «очень стирильные»
Вызывали по началу отчаяние, искал причины прежде всего в себе. Полагал, что нужно подождать и всё. 
Но вот сейчас просто понимаю, что не всем дано или как вариант не всем дано в 7 лет. Может быть классе в 5-ом, произойдёт взросление психики, заработают в головушке «шарики и ролики». 
Пока ни помогает ничего… Ни индивидуальные часовые занятия 1 на 1, ни уговоры, ни приговоры, ни объяснение по 20 раз. Говоря по честному- руки опускаются. Когда видишь, как через пол года занятий — у обеих девочек короли под шахом, и играют как в кубики. При этом обе сдали и мат ферзём и мат ладьёй. Ну вот как?!
Сегодня в такой группе. Решали задачи на мат в 1 ход. Нашлось три человека. Которые на чётко услышанное задание. повторённое 3 раза вслух (зная с кем имею дело) и уже после двух решённых и показанных на доске… поднимают руку и сообщают решение в этой позиции:



«1.Kh8 мат»

:-((((( Три человека… Улыбаются, любят игру, приходят играют. На вопрос кто хочет остаться на дополнительный урок- двое из них тянут руку всегда. Что обидно — не скажу, что они не слушают и отвлекаются. Нет такого. Но как-то всё проходит или мимо или не преобразуется в черепной коробке. Вообщем вот так....

Поднимаю всех троих, прошу отдельно или коллективно дать определение своими словами, что такое шах, что-такое мат, чем отличаются. Не могут.


Ещё позавчера Соня мне ставила мат ферзём и королём, и с разных положений. И скорее всего просто это сделала через зубрёжку. Потому что сегодня, только Kh8.......

Я пробовал их в течении полугода хвалить, подбадривать, ругать… ничего не помогает. Пустые (наверно пока ещё глазёнки), которые понимают, наверно какие-то вещи, на вязание успешно ходят, с мамами по телефону спорят уверенно, рисуют. Но вот шахматы… Ну нет у них в этом месте способностей, хоть тресни.
Мало таких, но есть, процентов 10.

3 тип «Ракеты».
Сердце тренера радуется, когда пусть медленно играя, пусть не сразу, а с разгоном по ходу обучения проявляются такие. Дети прогрессируют ощутимо, и уже не верится, что ещё в октябре они не всегда вспоминали, что конь и назад может срубить.
Приходит такой и с каждым занятием просто физически ощущаешь, по его вопросам, что переходит перетекание знания! Просто через демонстрационную доску, и через взгляд глаза в глаза. Очень хорошо схватывают материал, хорошо запоминают, пытаются использовать в игре. Даже дают уже на своём уровне знаний СОВЕТЫ ДРУГИМ.
Спортивны и амбициозны.


Объявлен был конкурс как-то на самый быстрый мат ферзём… За сколько кто поставит из предельно удалённого положения? С учётом, что мат ставится вручную, без перехаживания и тренер (я) защищается молниеносно. А? :-)

К тому времени Олег был самым слабым в моей «спортивной группе». Я признаться уже думал, что ошибся и перевести его в «среднюю» хотел. Т.е. даже среди безразрядников 1-4 класса его все обыгрывали и он плохо справлялся с заданиями на уроках. 
В конкурсе приняло участие примерно 25 человек. Одним из последних (рассчётливый!), ко мне сел Олег. Ну я думаю, ладно сейчас секунд на 40 затянется бодяга. Лучший результат до него был 9 секунд.
Начали, через менее чем 6 секунд мат был на доске… Вот это да!
Вручал ему приз, и спрашиваю, ты как-так быстро сумел. А он ответил- «я папу попросил, что бы он уходил от мата, а я тренировался».

Сейчас Олег решает одним из первых, играет почти лучше всех. Взял за правило постоянно играть дома с отцом, которого обыгрывает. И пробует уже компьютер. Что характерно уже не со всеми в спортивной группе соглашается играть «не интересно, всегда выигрываю». Интригу удаётся создать лишь с условием, что не желатеьный партнёр может у тренера во время партии попросить подсказу 3 раза за партию в сложном положении.


Ещё есть Даниил, ещё есть Нажия, которые на секундочку регулярно и не без успеха принимают участие в городских олимпиадах по русскому языку и математике. Они просто совершенно по другому включают голову, чем 1 и 2 типаж. Или может быть им просто есть чего включить?! 

________________________

Но самый потрясающий парень у меня это — Лёня. Первоклассник.

Он очень много пропускает и пропустил. Можно сказать, что ходит от случая к случаю. Но уже с первых двух уроков я уловил «через кожу» ощутимый прогресс по сравнению с первым занятием. Он прибавляет с каждым уроком.
На последних двух занятиях я всю группу отпустил и оставлял его поиграть. Хотел показать промахи по ходу игры.

Сегодня с ним играл и понимал, что просто вопрос ближайшего времени когда он нанесёт мне поражение совершенно без поддержки. Мы с ним общаемся, пока играем о разном. О том куда он смотрит, куда смотрю я, что его напрягает в позиции, какие планы и т.п. Он сегодня вообще заявил, примерно следующее:

«Я смотрю на позицию, когда сделаю ход и уже чувствую как вы ответите… почему так бывает? И ещё мне кажется, что сейчас нужно этой фигурой сходить почему-то? Как такое происходит?»

Кто играет давно, тот поймёт эти слова мальчика. Примерно об этом писал в комментариях к своей партии со Спасским гроссмейстер Гуфельд:
"… ход мною не обдумывался, ибо играл я целиком доверившись интуиции, когда конкретные варианты и не считаются. Впоследствии у меня сложилось мнение, что фигуры сами хотели, что бы их передвигали"

Сегодня был забавный момент. Решали на уроке позиции на поиск двойных ударов. Быстрее всех отвечал Лёня, остальные пока решали, он выгибался на стуле и заливался- «Ну вы даёте! Позиции наилегчайшие, а вы сидите и думаете».
При этом не было какого-то злорадства, а просто он балованный слегка и весёлый трюкач. 
Последнюю задачу у него заклинило и он первым решить не смог. У проходящего мимо 4-классника Феди он спросил- «Скажи какое решение!» На что уявленный выходками Федя лишь бросил- «фиг тебе!» :-))) Лёня с улыбкой зарычал «Р-ррр-р».


Так мало этого после урока вызвал на матч из двух партий Арсения, который последнюю решил быстрее всех. Сидят играют, я наблюдаю со стороны. Первую выиграл Лёня, двумя красивыми вилками и запрыгал на стуле от радости. Арсений заревел!!! У него действительно с этим проблема. Я его успокаиваю как могу, говорю «Давай соберись, отыграться сможешь, если постараешься»… Ну и по ходу игры, прозрачным намёком вклинился за Арсения в одном эпизоде, где он мог проиграть. На это Лёня очень по деловому и с металлом в голосе заявил- «Ещё одно Ваше слово для Арсения и я прекращу играть вторую партию, счёт останется 1-0»… :-)))

Ну чисто Фишер, блин :-)

Пока они играли прибежала в класс одноклассница Лёни. 
— Зовут Лёню, что бы он забрал свой портфель из класса, продлёнка уходит на прогулку.

Я говорю-
-Лёня играйте, я сам схожу за портфелем.

Захожу в класс. Под одной из парт вижу швырнутый как попало, расскрытый портфель. Оказывается как раз Лени :-))

Спрашиваю у учителя:
-Как Лёня вообще учится по предметам? Есть ли у него способности к математике или другим предметам?

Ответ немного озадачил:
— Да ну что Вы! Его учительница имеет много к нему жалоб. Он не старается и отвлекается на уроках. Наверно ему не интересно в школе....

Надо сказать, что ещё давно в самом начале произошёл любопытный эпизод. Заподозрив не совсем нормальный график Лёниного совершенствования, при этом при регулярных пропусках- спросил его:

— Ты дома с кем-то играешь наверно.
— Нет со мною никто не играет, папа играть не умеет, мама занята.
— Да ладно. Ты же с каждым разом играешь всё лучше и лучше. Кто-то ведь тебя научил. Дедушка наверно.
— Нет я сам научился. В телефоне были шашки и шахматы. Вот я в них играл и научился.

Я не поверил, звоню отцу. А он всё подтверждает (!!!)

Дома никто не играет, в 4 года он сам разобрался с телефоном и начал с ним играть в шахматы. Правда телефон всегда его обыгрывал.

Потом я и вправду вспомнил, что Лёня говорил, про какой-то «непобедимый телефон».

У мальчика определённо способности выше среднего.

В ближайшее время хочу обращаться за данными по победителям и призёрам городских и областных математических олимпиад. Буду приглашать на тренировки. Вероятность способностей у этих категорий высокая. Одна проблема. Эти дети равно талантливы и в математике и в шахматах и в языках и вообще чёти где. Мало у кого из них будет время ещё и для шахмат.







Способности и их отсутствие. 


0 комментариев

Оставить комментарий