Шахматный бум среди мастеровых людей Европы.

 Шахматный бум среди мастеровых людей Европы.Добрый вечер!

Об эволюции изготовления шахматных фигур сегодняшний рассказ.
Период возьму от внедрения новых правил и от начала применения токарных станков. 

В каждом городке Европы XVI- XIX веков проживали мастера «золотые руки», резчики по дереву, по кости. Изготовить комплект шахматных фигур и доску для них было кропотливой и длительной работой. Разумеется исламский тип фигурок, был прост и не имел больших проблем. Но в Европе, мастеровые люди- взяли за маркетинговый ход, продемонстрировать свой потенциал через изготовление сложных и красивых шахмат, отражающих действительность!


(Семья Лорда Виндзора, 1568. На картине отчётливо видна доска с характерными для того времени фигурками) 

Стали выходить просто шедевры ручной работы. А стоимость комплектов была такой, что доступны они были лишь «обеспеченным домовладениям».  Мастеров частников было великое множество и все они делали кто во что горазд... 
Достаточно длительное время (по сути до середины XIX века) у шахматистов НЕ БЫЛО общепризнанного стандарта фигур. Только с появлением фигур Говарда Стаунтона- этот стандарт был принят мировым шахматным сообществом как эталон.



При рассмотрении поста Вы сможете и сами оценить, насколько это было и красиво, и неудобно одновременно. По этой причине шахматисты предпочитали возить с собою (на постоянной основе!) свои шахматы, что бы игра была стабильной, и не было необходимости привыкать к незнакомому виду фигур. Ф.А.Филидор, Д.Вашингтон, Б.Франклин- до нашего времени сохранились фигуры. с которыми они не расставались. Вряд ли это было лишь привязанностью или верой в примету.

На картине (вверху поста с изображением играющих в шахматы сыновей лорда Виндзора), однозначно видно, что это шахматы из костей, а также прошедшую обработку на токарном станке. Так-же видно, скошенные фигуры (кони). Конские морды делали не всегда. Для целей удешевления комплекта токарем. В этом случаи ему не приходилось прибегать к недешёвым услугам резчика!
Но не видно ладьи… превратилась ли она в башню или ещё нет, непонятно.

Введение токарного дела, добавило обороты в производстве. Комплекты стали более доступны, появился спрос от широких масс населения.  Это дало толчок к образованию СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ мастерских. Изготовление шахмат было оценено как перспективный, но высококонкурентный бизнес!

Мастера стали изучать покупательские предпочтения!  И самые удачные комплекты шахмат, не только тиражировались, но и стали маркироваться фирменными знаками мастеров… обычно на доске а также под фигурками чёрного и белого королей.

В целом сложилась такая ситуация, что со временем  люди по всей Европе, приходя в гости сыграть, могли на глаз определить, мастера какого города изготовили данный комплект. Им уже совершенно не всегда требовалось смотреть на клеймо. Кустари полностью не вымерли, но были явно потеснены «лидерами рынка» того времени.

Мастера Лиона, Рима, Нюрнберга, Аугсбурга, Вены — были на слуху, и радели за узнаваемость своего стиля. В целом в каждой из стран (Германия, Австрия, Франция, Италия, Испания, Англия) — были свои предпочтения в оформлении фигур. Делалось это намеренно…, создавалась мода именно на «покупку местных мастеров».

Многообразие фигур того времени сейчас является украшением специализированных шахматных музеев.

В 1700-е годы, тип шахмат, запечатлённых на портрете лорда, продолжал существовать, но паралельно стали возникать и альтернативные формы, ладья местами стала уже преобретать форму башни, конь становился конём, а слон (епископ) получил раздвоенную митру священнослужителя:


Шахматы Селенуса

В 1616 году в Лейпциге был опубликован труд о шахматах некоего Густава Селенуса «Шахматы, или королевская цена». Под псевдонимом Селенуса скрывался младший сын герцога Брауншвейг — Люнебургского — Август Младший, большой любитель шахматной игры. В этой книге впервые даётся описание и иллюстрации данных шахматных фигур, которые вплоть до середины XIX века стали самым распространённым шахматным дизайном в Германии, Австрии, Дании и Италии, ведь князь Август подарил экземпляры своего труда о шахматах всей высшей аристократии германских княжеств. Возникнув во времена поздней готики и зарождения барокко, фигуры вобрали в себя свойственную готическому стилю устремленность ввысь, подчеркнутую ажурным орнаментом, и при этом динамичность, совмещение реальности и иллюзии, текучесть сложных криволинейных форм, характерные для Барокко.




________________________



Английский тип фигур (вторая половина 18 века)

Точёные из слоновой кости красно-белые шахматы были популярны в Англии и во всей Британской империи, среди мелко-поместных дворян. Король в отличие от королевы имеет высокий головной убор, оба имеют абстрактную форму. Красный и белые цвета фигур- это цвета св.Георгия (покровителя Англии).
Этот тип шахмат был любимым у Джорджа Вашингтона. Когда он только получил их в подарок, они лишь входили в моду, но тогда фигуры были ещё чёрными и белыми.
______________________________________




Немецкий комплект фигур. Примерно первая половина XIX века.

Эскиз этих шахмат был изготовлен одним из известнейших мастеров токарного дела Михаэля Эделя
Изготавливали этот комплект в трёх популярных формах:
— Только из кости,
— А также из слоновой кости  и вкраплением чёрного дерева,
— Из ценных пород древесины, части между собою соединены резьбой и клинышками.

В шахматах от Эделя ладья имеет необычную форму, это не обычная башня, но церковная колокольня особого типа, силуэт которой является неотъемлемой частью пейзажей Южной Германии.

В Германии токарное мастерство достигло технологического совершенства. Мастера использовали технику производства следующую:
сначала изготавливали отдельные составные элементы фигуры, а потом нанизывали их на стержень.  Фигура короля могла быть составлена из 6 элементов...
__________________________________



Фигуры из Франции (примерно XIX век).
Выполнены в  стиле английского маэстро Джона Кальверта (1795).  Джон был одним из самых знаменитый производителей, так сказать законодателем моды. Около 1795 года основал свою фирму, которая успешно просуществовала до середины 1800-х.
Одним из главных конкурентов Кальверта, был его тёзка Джон Жак. Не желая уступать более успешному Кальверту Жак тоже организовал фирму «Джон Жак и сыновья». Так вот… эта фирма действует до сих пор как элитный производитель шахматных комплектов, и в 2010 году отметили своё 215 годовщину!  Вот это круть невероятная!  Об этой фирме и её фигурах мой следующий пост.
________________________________________





Французские шахматы конца XVIII века.  Так называемый стиль «Регентства».
Примерно такими шахматами играли в кафе «Режанс» (колыбель современных турнирных шахмат).
Обратите внимание — на практичность и даже некоторую прижимистость  французских производителей!
1.Из соображений экономии делали фигуры с минимальной токарной обработкой и понизили до минимума работы резчика. Это снизило себестоимость продукции, и позволило делать выпуск больших тиражей по не высокой цене. Эти шахматы стали по карману очень многим!
2. При изготовлении такой простой невыразительной формы фигур, в больших количествах-  производитель был застрахован от проблем с реализацией фигур в случаи политических или религиозных  изменений в обществе (!!!). Изображение фигур подчёркнуто нейтральное!

Приблизительно такие шахматы были у Бенджамина Франклина.

______________________________




Ещё одни шахматы от мастерской англичанина Джона Кальверта (одна из первых моделей!)

________________________________



А эти чёрные фигуры из мастерской немца Михаэля Эделя.  Выполнены из дорогого и сложнейшего в обработке чёрного дерева.
Чёрное дерево тонет в воде из-за своей высочайшей плотности!
__________________________________

Шахматный бум среди мастеровых людей Европы.

Версия шахмат напоминающая знаменитые шахматы Джеферссона «ячменное зерно», которые он получил от французского правительства. Будучи посланником США в Париже в 1785-1789 годах- все знали его пристрастие к игре и подобрали очень достойный подарок. Название «ячменное зерно» происходит от самих резчиков. Среди профессионалов этой сферы было принято так называть круговой узор, используемый для внешнего украшения фигур.


В завтрашнем посте, я намерен рассказать о «стаунтоновских фигурах», которые захватили лидерство среди всех и стали мировым стандартом. А также об их главном производителе фирме «Джон Жак и сыновья»

Думаю будет интересно почитать о том, как фирма пришла к успеху, и какие позиции занимает сегодня в мире. Напомню им более 200 лет!


0 комментариев

Оставить комментарий