О комментировании собственных шахматных партий.

 О комментировании собственных шахматных партий.Хотел сегодня поговорить о таком не очень любимом шахматистами способе самостоятельной работы, как комментирование своих шахматных партий. Ну и в самых общих чертах о значении самостоятельной работы шахматиста (любого возраста).

Начну с того, что на любой всесоюзной шахматной школе было нормой привезти «на школу» свои партии (обязательно и выигранные и проигранные). И САМОСТОЯТЕЛЬНО показать перед гроссмейстерами, помощниками, другими учениками и прокомментировать.

Учителя очень внимательно смотрели и само качество партий и особенно логику изложения «истории поединка». По этой «последовательности», или напротив сбивчивости и хаотичности, судили о том, насколько зрелый перед ними воспитанник.
Давались оценки не только принятым во время партии решениям, дальности рассчёта, владению навыками и техникой, но и адекватности и критичности его мышления.

Дефекты мышления корректировали тут-же! Про М.М. Ботвинника вообще рассказывают, что он предпочитал просто слушать молча рассуждения детей, и после какого-то числа партий выдавал общий вывод и рекомендации. Т.е. НЕ УЧИЛ, а преимущественно диагностировал и НАПРАВЛЯЛ на целесообразное продолжение самостоятельной работы ученика.



На самостоятельной работе ребёнка хотел бы остановиться отдельно.

Практически наверно с начальных разрядов, необходимо, что бы дети (даже 6 лет) развивали в себе навыки САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ работы дома (помимо уроков с тренером). Пусть это будут простые домашние задания на «мат в 1 ход»… или «найди выигрыш фигуры». Оставьте его одного и поставьте задание всё сделать попытаться самому. Расставить на доске, записать решения, засечь ему время, за сколько он сделает без ошибки! Тут важен процесс и прививка сознания, что НЕОБХОДИМО самому напрячься и не сдаваться если решение не даётся в первые минуты.

Шахматист постепенно должен понять, что тренер он ПОМОЩНИК, провожатый, контролёр, ну и ещё «справочная книга» по любым вопросам. Но вот стать сильным, это не просто «ходить на шахматы». Только сам шахматист, способен взять на себя усилия и личные обязательства, что бы чего то серьёзного добиться. Поэтому самостоятельная работа и личная к ней инициатива- ключ к успеху в шахматах. Да и в жизни такое понятие очень пригодится.

Михаилу Моисеевичу Ботвиннику кстати принадлежит выражение:
«Невозможно научить играть в шахматы. Шахматам можно только научиться!»

Вообщем такие дела... 
Тренер какой бы он хороший ни был. Если относиться к платным занятиям по шахматам, как к покупке газировки в магазине, но без личных усилий(проявляющихся например по выполнению домашнего задания, по правильным вопросам на уроке) не получится преодолеть даже самый примитивный уровень игры.

Скажу прямо гораздо проще работать с более взрослыми ребятами. Потому что маленьким (5-6 лет) ещё бывает элементарно сложно общаться). Иногда из них приходится просто вытягивать вопросами их размышления. И размышления эти очень обрывистые. Равная квалификация, но возраст 6 и 8 лет- тут будет гораздо более быстрый прогресс у восьмилетнего. На одной лишь просьбе: «Эту партию вслух играю я, комментируя каждый выбор своего хода, и каждый ход соперника, а следующую вслух попробуешь играть уже ты».

Детям 6 лет ОЧЕНЬ сложно даётся это задание. Прямо видно, что оно ставит их в ступор. И они ощущают себя беспомощными наверно. Осознают свою слабинку первого периода и бывает тушуются.

А вот те кто постарше, пусть вперемешку, с бессмыслицей, но начинают скупо описывать происходящее на ИХ взгляд во время игры. Я кратенько всё записываю, потом мы ещё раз разбираем нашу партию, но уже с моими встречными вопросами и уточнениями. 

Очень много от таких «шахмат вслух» узнаёт и тренер об ученике, и ученик от тренера. По каждому из учеников выявляется то, что при молчаливом передвигании фигур было бы неясно. А вопрос-ответ- эта схема она всё -же уступает по эффективности методу «описывай, как можешь, то что видишь!»

Я целенаправлено на двух детях младшего возраста проводил такой эксперимент. Через сложности и внутренний ступор, просил рассказывать, что он видит и как он объясняет свои ходы. Так вот эти двое… они прогрессируют сейчас быстрее тех ровесников, которые занимаются без этих упражнений.

______________

По поводу сегодняшней темы, у меня в институте была защита диплома «Комментирование шахматных партий, как способ совершенствования шахматиста».

С этим делом сложно начинать. Это чистая правда. Поначалу будет выходить фигня какая-то. Но если задаться целью, то всякий раз будет всё лучше и лучше.

Отличных комментаторов, у которых можно учиться- хватает: Алехин, Таль, Бронштейн, Керес, Смыслов, Гуфельд, Дворецкий, Котов… Можно выбрать примерный стиль изложения и постепенно появится даже творческая составляющая.
Будет нравится это занятие в процессе тренировок дома.

Что даёт комментирование своих партий?
— Во первых это более подробный анализ! Практически все шахматисты любят покопаться в местах кульминации, в местах где была причина поражения или упущен выигрыш. А вот выигранные партии или фрагменты партий, где казалось бы и так «всё хорошо»- опускаются.
А между тем каждая партия (особенно на начальном уровне) способна быть шагом приближающих нас к очередному разряду.
В ней можно смотреть всё, и в т.ч. заблуждаться в самом казалось бы очевидном!

— Просмотрев партию не кусками, а именно как общую линию от первого до последнего хода, мы сами видим насколько мы преуспели в плане последовательности. Насколько мы пока играем несовершенно. Именно отход от основной линии должен нам подсказать, что где-то здесь не дорабатываем. 

— Мы все склонны себя жалеть, хотя бы в чём-то находить себя «хорошим». Прокомментированная партия сначала нами самими, а затем переданная на жёсткую, но не предвзятую критику опытным- позволяет получить гораздо более адекватную картинку своей игры. Такая партия принесёт много больше пользы, чем спокойный личный разбор дома, для себя.
И это не для слабых духом… не раз это подмечал. 

Есть проверенный алгоритм работы над собственными партиями дома:

1.Разыграть партию целиком в быстром темпе — минут за 10-15. Это освежит эмоции и вспомнятся переживания, сомнения.

2.Повторно не спеша ещё раз её разыграть и прямо в записи разбить её на несколько частей, которые были переломными или после чего партия шла с особенностями (например упустил перевес или соперник допустил неточность и возник новый рисунок игры, произошли размены и возникли нетождественные фигуры и т.п.)
Таких частей сменяющихся на узловых моментах в партии может быть от 3-х до 6-и.

3.Подробно примерно в течении 1 часа разобрать узловые моменты с точки зрения стратегии, и личного представления, как было правильно, лучше, перспективнее.

4. Проверить в течении ещё получаса тактическую безупречность своих предположений, посмотреть максимально хорошо на возможные возражения противника.

5. Сопроводить партию комментариями, что бы они были понятны широкому кругу шахматистов, и не имели двусмысленностей.

Не нужно бояться критики. Она почти всегда в шахматах, как и поражения для роста, а не для подавления нашего ЭГО.

________________________

Есть и ещё не менее интересный способ совершенствования понимания игры, рассчётных способностей, ликвидации собственных недостатков — комментирование текстов партий ГРОССМЕЙСТЕРОВ!

Друзья проверено лично. Это очень действующий способ, хотя он гораздо сложнее комментирования своих личных партий.
Требует большего времени.

Методика здесь особенная. Рассказываю:

1. С тренером или самостоятельно выявляете по собственным партиям перечень самых явных недостатков в игре, устранение которых позволит повысить классность, рейтинг и успех в целом.
Иногда это бывают специфические вещи (рассчёт вариантов, плохое видение доски, невнимательность, быстрая утомляемость)- по которым метод комментирования не поможет. Но некоторые недостатки так лечить вполне!
Например регулярный пропуск сильной игры противника, не просмотр или зевок, а пропускается комплексная активность.

2. Выбираем пример шахматистов из высшего эшелона, которые в истории прославились как мастера защиты и подавления противников с активным наступательным стилем... 

3. Тренер подбирает партий 20 Карпова, Макагонова, Петросяна… те из них, где они оказывались или могли оказаться в не очень комфортном положении, но погасили игру противника. Партии должны быть комментированными уже. Или участниками или другими гроссмейстерами, но ученику передаётся лишь сухой текст нотации. 

4. Ученик комментирует за «звезду защиты»- партию как сумеет, но стараясь. Затем читает комментарии игравшего. Сравнивает, делает выводы. Где промахнулся. что не учёл, чему не придал значение, а что наоборот переоценил. Поначалу будет ДИКОЕ непопадание! Но постепенно… всё будет лучше и лучше.

______

P.S.
Завтра я расскажу о своих любимых комментаторах и приведу конкретные примеры. Среди них были настоящие звёзды… их вклад в популяризацию шахмат огромен! 


0 комментариев

Оставить комментарий