Долгожданное интервью с гроссмейстером готово! Велкам :-)

 Долгожданное интервью с гроссмейстером готово! Велкам :-)У себя в ЖЖ я анонсировал интервью с молодым гроссмейстером из Челябинска Павлом Понкратовым.
Все 30 вопросов Павел получил и ответил на них считаю интересно и честно.
Поделился он и своим впечатлением- вопросы были и каверзные, и интересные. Потребовали существенно больше времени на ответы, чем представлял :-))
 
В общем спасибо большое от меня — это наверно даже мало ;-)
Ну вот собственно и само интервью:

 
1. Павел во сколько лет ты научился играть? Кто был первым учителем? Сразу заинтересовался игрой или знакомство и интерес не были единовременны?
 
Научился я играть в шахматы в 5 лет, благодаря деду. Поначалу интерес возник на фоне постоянных побед над дедом – он позволял себя обыгрывать и даже подсказывал как :-), а затем сыграли свою роль шахматные традиции в семье – у меня играют не только дед, но и папа (причем папа занимался у того же тренера).
 
 
2. В школе играл лучше всех уже в 1 классе наверно? Как относились к твоим успехам учителя? Легко ли отпускали на соревнования? Как к этому твоему увлечению относились одноклассники? Поколачивают наверно часто шахматистов в школах? Или нет?
 
 
В шахматную секцию я добрался только в начале второго класса, правда к концу того же учебного года удалось выполнить первый разряд. Надо заметить, Александр Константинович Щетинин — отличный тренер и на тот момент в школьной команде я сидел на последней или предпоследней доске :-). Поначалу мои занятия шахматами никак не сказывались на школьной жизни – до первых выездных турниров (а начались они классу к 5-му).Правда пару раз был замечен на уроке с миниатюрной шахматной доской – на тот момент уже я был страстно увлечен шахматами. Когда же начал часто уезжать – некоторые проблемы были, но учителя относились довольно лояльно – иногда удавалось показывать неплохие результаты, но и при этом программу я нагонял довольно быстро. По поводу взаимоотношений в классе – напряженность была, вызванная моими частыми отлучками, при этом неплохими оценками, лояльностью учителей и тем, что я выпадал из класса несколько в плане общения. Само по себе занятие шахматами не вызывало отторжения или насмешек, так что здесь все зависит от личности и поведения человека.
 
 
3. Ты мог бы честно сказать, по каким предметам шахматы помогали в школе именно тебе? Или может быть ты сторонник версии- шахматы это шахматы, а учёба это учёба никак не пересекающиеся понятия ?!
 
Буду банален – все технические предметы, где требовался счет и умение анализировать – математика(алгебра), химия, физика… Ну а если учесть, что шахматы помогли мне в том числе и развить память, а также в довольно раннем возрасте выехать заграницу — иностранные языки (у меня в школе их было 2 – английский, немецкий).Я не хочу сказать, что был круглым отличником и прекрасно учился – скорее чудом закончил школу без троек, но ведь могло быть и хуже :)
 
 
4. В каком классе тебя шахматы захватили уже безвозвратно? Конкурировали шахматы с какими-то другими занятиями? Что ты любил также или примерно также в школьные годы?
 
Безвозвратно? Честно говоря, я до сих пор тщу себя надеждой… :)  А в школьные годы и позже у меня было довольно много метаний…то я играл и отдавался полностью, то наоборот пытался бросить…Честно говоря, сейчас понимаю, что в этих метаниях потеряно очень много сил, возможностей, времени…Но все же метаний между шахматами и чем-то не было – стоял выбор шахматы или не шахматы…А в остальном мой круг интересов был, и остается достаточно широким – я, например, играл в спортивную версию «Что? Где? Когда?».
 
 
5. Вспомни пожалуйста если возможно, в каком графике ты шёл в плане выполнения разрядов и званий. Какие этапы по твоему были самыми нудными и сложными. А какие пролетели быстро?
 
Спустя 8 месяцев после прихода в секцию к А.К.Щетинину, я выполнил первый разряд, спустя 2 года, в 10 лет стал КМС (на тот момент я был самым молодым КМС города).Международным мастером я стал только в 2006, в 18 лет… правда надо заметить, мой рейтинг на тот момент был уже 2450+ — то есть рейтинг сильного международного мастера. Гроссмейстером стал довольно поздно, в 2010, правда опять-таки замечу, рейтинг у меня тогда был 2603, то есть выше чем сейчас :-)  В связи с введенными на тот момент правилами ФИДЕ, удалось побыть пару недель сильнейшим мастером мира ( по рейтингу)
 
 
6. Как-то сам можешь объяснить, быстрое совершенствование своё или напротив медленный прогресс в качестве игры? Что имело решающее значение: тренер, самостоятельная работа, возможность игры с сильными противниками, может быть что-то другое?
 
Если брать график роста моего мастерства, результатов, разрядов, рейтинга, то получится странная ломаная линия, где резкий взлет перемежает затишье. По сути вопроса: Роль тренера крайне велика в самом начале – он дает азы понимания шахматной игры, обучает подходу к шахматам, работе над ними, отчасти занимается воспитанием… В самом начале – это, скажем, до уровня 2200-2300. Затем уже начинает более серьезную роль самостоятельная работа – без нее невозможно прогрессировать. Возможностей же играть с сильными соперниками сейчас стало значительно больше – благо интернет проникает в самые отдаленные уголки планеты. Моей ахиллесовой пятой всегда была самостоятельная работа над шахматами – я был готов играть сутками напролет, но заниматься я мог себя заставить крайне редко, когда либо появлялась интересная идея, либо жизнь заставляла.
 
 
7. Кто были твои тренера? Их было несколько? Как бы ты оценил роль тренера, который занимался с тобой и другими ребятами в группе? Кто ещё из твоих товарищей по шахматной группе добился каких-то званий в шахматах?
 
Тренер у меня с детства один – Щетинин Александр Константинович. Могу назвать еще, включить сюда двух человек, занятия с которыми на протяжении очень короткого срока сыграли серьезную роль в моем шахматном образовании – Щербаков Руслан Владимирович и Безгодов Алексей Михайлович. Из учеников А.К, Щетинина моего поколения и чуть старше, кого я застал, могу выделить Антона Мамаева, Василия Георгиева, Ивана Фролова – игроки, мастерских званий не добившихся, но, на мой взгляд, по своему уровню достойных звания мастера ФИДЕ. Также могу назвать Вячеслава Кулакова – неоднократного участника юношеских чемпионатов мира и Европы, мастера ФИДЕ.
 
 
8. Расскажи, если это возможно. Что было особенно хорошо поставлено в ваших тренировках, и чего на твой сегодняшний взгляд тебе не хватало? Нет ли сейчас такого ощущения, что в детские годы нужно было больше времени уделять какому-то компоненту?
 
Сложный вопрос…Особенно хорошо – обучение игре вслепую На данный момент мой рекорд 12 досок – но мне кажется, это не предел… правда стимула искать предел пока нет :-). Ответа же на вторую часть вопроса у меня нет – у меня есть слабости идущие из детства еще, но на занятиях в группе такое «не лечится».
 
 
9. В каком возрасте ты впервые сыграл вслепую. Как тренер тебя этому научил? Что было в основе этих занятий?
 
Ну все секреты раскрывать не буду. На 1 доске, на 2-х может сыграть почти каждый квалифицированный шахматист…А на занятиях было довольно много упражнений на видение доски, на запоминание собственных фигур, например игра фигурами одного цвета (то есть оба противника играют белыми фигурами). А впервые – наверно лет в 8-9.
 
 
10. Как в быту возможно использовать умение играть одновременно на 8-10 досках не глядя?
 
В быту?! Наверно запомнить, где валяются парные носки :-). Но если серьезно – благодаря игре вслепую развивается, как бы правильнее сказать, «короткая» память, то есть запоминание довольно большого количества информации на короткий срок -несколько часов, дней. Так же организм привыкает к серьезным умственным нагрузкам, своего рода тренировка.
 
11. Павел, расскажи, пожалуйста, тот момент, когда ты реально почувствовал, что играешь неплохо, что мог бы стать мастером и гроссмейстером. На чём основывалось это предположение?
 
То, что могу стать мастером, реально почувствовал лет в 15, когда выиграл доску на школьной олимпиаде до 16, с результатом 7.5 из 8, а затем попал в призы на этапе кубка России среди мужчин… А то, что могу стать гроссмейстером почти перед присвоением мастерского звания – тоже было несколько хороших результатов подряд, да и рейтинг приближался уже к гроссмейстерскому.
 
 
12. К окончанию школы уже давно существовала профессия – профессиональный шахматист. У тебя был выбор между шахматами и обычным неспортивным путём: обучение, потом работа? Может быть ты подумывал о варианте в коммерции или о гос.службе. Военным стать не хотел ?! Расскажи об этом периоде, когда ты ещё не решил остановить выбор на шахматах? На чём был основан твой окончательный выбор?
 
Выбор был… Меня всегда интересовала IT –сфера, энергетика…Поначалу я и поступил на энергетический факультет, но потом понял, что в шахматы мне хочется играть больше.
 
13. Как относились к твоему увлечению родители? Что они говорили о том, когда ты вроде бы стал уже присматриваться к этой не совсем обычной профессии?
 
Я всегда был довольно самостоятельным, а в шахматах к тому же были некоторые успехи, так что могу сказать, что родители весьма лояльно отнеслись.
 
 
14. И простой и сложный вопрос одновременно. Что для тебя являются шахматы сейчас? Для кого ты в них играешь? Для себя? Для зрителей? Для спортивных функционеров?
 
На сегодняшний день, это сфера, где я нашел себе применение. Так получается, что вроде играю для удовлетворения своих амбиций, но если есть возможность – всегда готов сыграть и для зрителей – но тут требуется соавтор :-).
 
 
15. В чём по твоему польза от профессионального шахматиста обществу или хотя бы его небольшой прослойке? Есть ли она вообще для кого-то эта «полезность»? Кто заказчик и клиент у профессии «шахматист»…. Как ты себе это представляешь?
 
Говорить про развлекательный момент не буду, но все же он присутствует… Есть довольно большое количество людей, которые смотрят партии, следят за турнирами, и таких людей не сотни, а тысячи, даже по России. Так же упомяну пресловутый «социальный заказ». Шахматы представляют, на мой взгляд, ценность в качестве общеразвивающей дисциплины, а соответственно, нужны люди, кто бы занимался этим профессионально, давал бы стимул для развития собственным примером. Приведу параллельный пример – легкая атлетика…Мало кто сможет спорить, что непрофессиональные занятия в детстве очень полезны, но с другой стороны для существования этого рода занятий как отдельного вида спорта требуются и люди, посвятившие этому жизнь.
 
 
16. Как ты понимаешь логику многолетних спонсоров турниров в Вейк-ан-Зее? Или в Дортмунде? Ведь никакого возврата средств эти турниры не приносят. Зачем это меценатам?
 
Турниры приносят некоторую известность организаторам-спонсорам, которая, правда сиюминутной выгоды не приносит … Кто-то ищет известности, возможно, в политических целях, кто-то списывает налоги, кто-то выполняет социальный проект, а кто-то просто любит шахматы.
 
 
17. Есть тенденция сокращения числа турниров с крупными призами и длинным контролем (больше 2-х часов каждому игроку на партию)… уйдут из жизни возрастные спонсоры-энтузиасты. Не кажется ли тебе, что и шахматы для супер — гроссмейстеров закончатся?
 
Ну поверить в то, что теоретически компьютеры убьют игру, я могу. Хотя, по моему мнению, игровой момент все равно останется – во — первых все запомнить действительно невозможно, во-вторых, во многих позициях присутствует несколько равноценных ходов. Тенденции же сокращения классических турниров я не замечаю, просто последнее время появилось много турниров по быстрым шахматам, что вполне объяснимо — затраты для игроков и организаторов в них значительно меньше. Вторую часть первого вопроса комментировать не буду, замечу лишь, что на сегодняшний день шахматы развиваются, и количество турниров и популярность увеличивается.
 
18. Не заканчиваются ли уже сегодня шахматы для гроссмейстеров уровня рейтинга 2600 Эло и менее ?!
 
Шахматы не заканчиваются и для гроссмейстеров уровня 2750+ — доказано Магнусом Карлсеном :-)
 
 
19. Если можно в самых общих чертах, есть ли сейчас гроссмейстеры примерно твоего рейтинга, которые чисто игровики? Или только игрой сейчас зарабатывать проблематично?
 
Гроссмейстеры, которые зарабатывают исключительно игрой есть и их хватает… Правда последнее время резко возрос спрос на тренеров-гроссмейстеров, а соответственно многие предпочли относительно стабильный заработок «вольным хлебам», и это вполне объяснимо.
 
 
21. Павел, нас сейчас читают родители маленьких детей. Часть из них совершенно точно не ориентируется на шахматную карьеру. Но кто-то точно хотел бы понять, на что мог бы сейчас рассчитывать в финансовом плане их ребёнок, играй он как Понкратов?
Пусть это будет очень обобщенный и очень приблизительный ответ. Но всё – же, каковы источники дохода для игроков твоего уровня, и какая сумма в России может быть признана в год «достаточно неплохой», что бы сказать… да в этом году играл успешно?
Дай по возможности правдивый (не приукрашенный и не излишне скромный) ответ:
 
Скажем так, средняя зарплата по Челябинску сейчас около 25 тыс. руб.У меня в среднем в месяц получается больше. Источники дохода — гонорары за игру за клубы, призовые, кто-то тренирует, кто-то пишет статьи, книги, также существует должность спортсмена — инструктора. Это то, что непосредственно связано с шахматами. Если брать доходы чисто игровые (призы + гонорары), то по моему мнению сумма от 600 тыс.рублей может быть признана «достаточно неплохой»…Другой момент, что для большинства профессионалов все же понятие «играл успешно» состоит не в финансовом успехе. Подавляющая часть игроков, чтобы они не говорили, если не любит играть, то по крайней мере любит выигрывать.
 
 
22. Если заглянуть на 5 лет вперёд каким ты себя видишь и где?
 
Не буду отвечать на данный вопрос полностью, отвечу по существу: через 5 лет я себя вижу вне практических шахмат. Немного попытаюсь объяснить почему: во — первых постоянные переезды, от которых поначалу получаешь удовольствие, мягко говоря «приедаются», момент второй — пик шахматиста 25-30 лет, потом результаты постепенно начинают снижаться…есть еще некоторые моменты, но они более личные.
 
 
 
23. Какие были твои последние соревнования? Как сыграл? Сколько таких соревнований у тебя набирается в году? Сколько вообще играют профи в среднем в год?
 
Последнее время играл очень много…в феврале сыграл несколько турниров подряд: Москва — опен, Аэрофлот, затем открытое первенство Московской области, гандпикап в честь 23 февраля, Серпуховский рапид, затем быстрые шахматы в Аше …сыграл неоднозначно, в Москва-опене занял 21 место, в Аэрофлоте отобрался во второй этап, где вылетел в первом круге, а дальше второе и два третьих… в Аше сыграл плохо, в первую десятку не попал … Сколько соревнований набирается в год? Классических в 2012 набралось 8-9, а вот в быстрые играл больше обычного. В последнее время в России резко увеличилось количество этапов кубка России по быстрым, да и по классике стало больше…так что играть можно много, а сколько играть- определяет каждый сам для себя. Кому-то удобно делать серии из 3-4 турниров, мне удобнее сыграть пару турниров – классика + быстрые и сделать перерыв.
 
 
24. Вопрос от юного читателя журнала: С какого разряда уже необходим компьютер?
 
Что на нём нужно делать? Скажем так, для начальной подготовки компьютер становится нужен, когда появляются соперники, у которых есть некоторое количество партий в базе, также с помощью компьютера проще получить доступ к информации – партии гроссмейстеров, задачки, этюды… а работать над дебютом с компьютером всерьез можно начинать с уровня КМС, анализировать партии с помощью компьютера можно начинать примерно с того же уровня, сильный КМС, грубо говоря 2100+ Эло. Анализировать партии до этого намного эффективнее с тренером, и на уровне первого разряда и ниже конкретная игра в дебюте не играет серьезной роли – важнее как играется миттельшпиль и эндшпиль.
 
 
25. Интересуется мама ученика: Как часто у шахматистов бывают головные боли? Не мучает ли бессонница?
 
Как о профессиональной болезни о головной боли не слышал…а бессонница может быть от сильного стресса, но, по-моему в этом плане шахматисты ничем не выделяются, разве что подобным стрессом может стать тяжелое поражение – но это зависит от конкретного человека.
 
26. Мой личный вопрос: Если сейчас тебя вернуть в 6 лет, только научившимся ходам фигур. Что бы ты сделал сейчас в 2013 году, что бы заиграть хорошо гораздо быстрее? Что бы ты поставил в приоритеты для юного игрока. Какая очередность подготовки ты считаешь самым важным, что бы максимально быстро выполнить норму 1 разряда?
 
Возможно, больше бы работал над позиционным пониманием, немного сменил репертуар, и главное – не тратил бы время впустую, не терял несколько лет занятий. Но это все касательно лично меня. Приоритеты надо расставлять, по-хорошему отталкиваясь от ребенка. В случае с групповыми занятиями – важнее грамотный долгосрочный план занятий, но по сути: во-первых обязательна работа над тактическим зрением – соответственно наработка стандартных тактических ударов, во-вторых скорость и дальность расчета – нарабатывается этюдами, и в третьих постановка позиционного базиса – что во многом зависит от тренера, но нарабатывается разбором типовых позиций, классических партий, и базовый эндшпиль — теоретические позиции и стандартные приемы. Минимально – дебют и дебютные ловушки.
 
 
27. Интересуется читатель среднего возраста: Как у шахматистов и у тебя лично складываются отношения с девушками? Не препятствует ли само упоминание слов «шахматы», «я шахматист»- чем то отталкивающим и настораживающем девушек?
Существует убеждение, что реакция на слова «занимаюсь плаванием» или «боксом», более положительная… что скажешь? :))
 
Ну о собственной личной жизни распространяться не хочу, но скажем так: проблем в общении с противоположным полом нет. Отталкивающим и настораживающим является извиняющееся стеснение, с которым некоторые говорят, что они занимаются шахматами. Бывает, есть недопонимание, что это может быть профессией, но это относится не только к шахматам. Хм, а вы представляете, сколько молодых людей в юности «плавают» или «боксируют»?:) А тут интрига: «шахматист» Любопытство…
 
 
 
28. От мамы школьников несколько вопросов про выездные соревнования: Сколько турниров или партий на выезде для ребёнка разумная достаточность? Есть ли граница, после которой уже не польза для развития, а вред? Что будет лучше для развития шахматиста: несколько турниров попроще (брать количеством) или одно, но очень хорошее соревнование в другом городе?
 
А про какой возраст мы сейчас говорим? В младшем школьном возрасте, скажем до 11-12 лет лучше какое-то разумное количество турниров – в основном требуется эмоции и стимул для дальнейшего развития, опыт выездов сам по себе не помешает, но противнике в городе\области еще не «приедаются»…А вот 12-15 лет, переборщить почти невозможно – надо лишь рассчитывать физические силы. Причем, по моему мнению, важно играть с сильными соперниками … но и тут можно переборщить…турнира 3-4 подряд с результатом 2-3 очка из 9 у любого отобьют охоту к дальнейшим соревнованиям с целью добиться результата. То есть соперники должны быть сильные, но по зубам… Сейчас проблем с такими турнирами вроде нет – есть этапы Кубка России, где-то есть турниры «Б»…Играть же в турнире, где средний результат 8.5 из 9, без необходимости не стоит.
 
 
29. Для детей блиц – это польза, вред, или и не то и не другое? Какое твоё личное отношение к детскому блицу?
 
Если блиц не по «минутке», то есть ребенок в состоянии принимать осознанные решения – то блиц скорее полезен( если не играть только в блиц, быстрые и классика тоже необходимы), скажем так до уровня сильного КМСа, мастера. А потом все же зависит многое от ребенка.
 
30. Какое твоё отношение к шахматным «композиторам»? Насколько это увлечение сопоставимо по пользе детям с традиционной игрой в шахматы?
 
Шахматная композиция слишком далека от практических шахмат, так что можно с таким же успехом можно рассуждать про мое отношение к музыкантам, например. С трудом себе представляю ребенка, сильно увлеченного именно композицией. А вообще, хорошие интересные задачки и этюды доставляют эстетическое удовольствие… Помню, один композитор-любитель в течении нескольких часов составил 5 задачек, расположение фигур в которых напоминало «Павел»
 
 
31. Взаимоотношения ученика и тренера. Скажи Павел частая смена юными шахматистами своих тренеров- это нормально или нет? Если всё-таки нет, обоснуй своё мнение пожалуйста. И этично ли заниматься с несколькими тренерами одновременно на твой взгляд?
 
Частая и беспричинная смена тренеров безусловно вредит молодым шахматистам. Если же говорить о том, что ученик перерос тренера, либо произошли какие-то конфликты, нестыковки, «не сошлись характерами», изменились обстоятельства (например местожительства), то смена тренера -нормальный процесс. Единственное, что уходить надо по-человечески, то бишь поговорить, объяснить причины, сказать «спасибо». Теперь вернусь к вопросу «вредности» частой смены тренеров. Вот тут хотелось бы ввести разницу между тренером и «консультантом». У тренера ученика должен быть определенный план развития ребенка. Консультант же решает конкретно поставленную задачу – объяснить Берлинский эндшпиль, или позиции с изолятором, например. Частая смена тренеров приводит к тому, что план занятий меняется, меняется подход и философия игры. И если сформировавшемуся шахматисту это не наносит критического вреда, то у юного спортсмена при частой смене тренеров возникнет «каша». То же самое будет и при некотором количестве тренером, большем 1. В идеале эти несколько тренеров должны встретиться и выработать план развития, иначе получится как в басне «Лебедь, рак и щука». Ситуация, в которой есть тренер и один или несколько консультантов не видится мне нездоровой, в том числе и с моральной точки зрения.
 
32. Покажи пожалуйста партию, которой ты по настоящему гордишься.
 
   (Уважаемые читатели ПАРТИЯ Павлом Понкратовым предоставлена, но из соображений  перегруженности поста — опубликую её завтра внеочередным воторым субботним постом. Сначала будет исторический пост, затем партия гроссмейстера, с его комментариями.  В.В.)

Партия Павла Понкратова.

 
 
 


0 комментариев

Оставить комментарий