"А не побить ли мне годика через четыре тренировок самого Магнуса?"

 «А не побить ли мне годика через четыре тренировок самого Магнуса?»Стали приходить письма от читателей журнала с разными вопросами. Иногда, что бы ответить на них хорошо требуется время, подготовка. Есть пара писем, на которые помочь ответить попросил гроссмейстера.
Но на некоторые приятно и легко ответить в день обращения. Поэтому спешу всех заверить, что ответы на все письма готовятся и будут опубликованы.

Уважаемый читатель искренне любит нашу игру, по мере возможности играет, интересуется несмотря на серьёзный, деловой и активный для мужчины возраст 30 лет. За это и его и всех своих ровесников очень конечно уважаю.


«А не побить ли мне годика через четыре тренировок самого Магнуса?»
(На фото девятилетний Самуэль Решевский даёт сеанс одновременной игры. В будущем один из сильнейших гроссмейстеров мира).


Тема в заголовке- не исходит из письма и не цитата.
Это лишь примерный вопрос, который мог ли бы себе задавать многие, но на этом и ограничиться. Мало кто верит в перспективу в 25-35 лет прочитать учебник по шахматам, сесть за тренировки, проявить упорство и… стать гроссмейстером из клуба «семисотники» (шахматисты с рейтингом выше 2700 ЭЛО). Реально ли? Какие условия?
Примерно в этом направлении поинтересовался читатель. Привожу письмо с сокращениями, что бы передать суть:

«Вот я занимаюсь ещё спортивными единоборствами, со мной в зале тренируется чемпион Германии по кикбоксингу в полутяжёлом весе. Пацан 95-ого года рождения, то есть ему сейчас 17 лет.


Я же уже из другого поколения и в моём возрасте пытаться вылезать на германский чемпионат по кикбоксу… мягко говоря странно...

… Так вот, вопрос конечно про шахматы.


То есть, в кикбоксе всё чётко — успехи идут ещё в школе, если ты в 30 лет начал заниматься — скорее всего не получится даже в разрядники пробиться, стар ты уже для такого. „Для себя“ заниматься можно, но даже спарринговать с соседними клубами за честь своего клуба — уже даже это вряд ли. Старенький.

В шахматах сегодня гроссами становятся уже в школе. Не все как Карлсен, но в целом пацаны приходят к успеху тоже ещё до 20-и, скажем.

Ты занимаешься с детьми и должен это хорошо знать. В 10 лет уже мальчик может играть в силу КМС, то есть грубо говоря тебя обыгрывать? Видел ты таких мальчиков?

И вопрос тогда: в каком возрасте (максимум) можно начать играть в силу третьего разряда (как я сегодня), чтобы потом надеяться стать супергроссом?

… Даже если я буду тратить очень много времени и сил, до 2700 я поднимусь уже вряд ли, да? В число шахматных лидеров по миру мне не подняться уже ни коем образом — старенький. И ты если в свои годы КМС, то на мастера ты ещё сдашь может быть, но вот стать супергроссом тоже уже в силу возраста не светит, да?

А когда она, эта граница? Где шлагбаум? Чтобы сказать: тебе 23 года и ты КМС? Убей себя об стенку, если ты в 23 года не гросс — тебе никогда не играть с Анандом.

Или как оно в шахматах?» 

____конец фрагментов письма читателя______



С удовольствием и лёгкостью отвечаю. При этом постараюсь ответ построить так, что бы попутно было интересно читать также детям, юниорам и и их родителям.



Начну с того, что пока учеников играющих в возрасте 10 лет на равных со мной не имел. Но такие ребята есть в других местах, просто уверен. Не у всех спрашивал про возраст, поэтому проигрывал ли 10 летнему КМС- не уверен. Но то что приходилось проигрывать 12 летнему- было дело однажды. Кстати это был воспитанник моего же тренера.

В целом, большинство гроссмейстеров они подавали о себе сигналы уже в младшем школьном возрасте. Карлсен, Карякин. Непомнящий- это современные вундеркинды. Раньше были Карпов, Фишер, Решевский… они все играли очень хорошо детьми.
Сегодня понял, что очень нехватаеи поста с описание гроссместеров, к кому успех пришёл поздно или кто вообще начал играть «поздновато».


Теперь по поводу перспективы в 25-30 лет, узнать «как ходит конь» и проявить себя за 3-4 года подготовки на международной арене в ранге гроссмейстера.

На сегодняшний день я вижу принципиальные отличия между занятиями с детьми 6 летнего возраста, 12 летнего возраста и взрослого человека любого пола. И они (вы не поверите!) оцениваю в пользу взрослого человека.
Конечно с определёнными оговорками.

Сейчас я напишу 10-ку главных сложностей (в порядке частоты обнаружения) у детей 6-7 лет.
Посмотрите на это список! Каждый из этих пунктов большая проблема, преодолимая, творчески интересная, но проблема требующая сил и тренера, и самого ученика:

1. Отсутствие концентрации в учебной части урока и при длительной (более 20 минут партии).
(Расшифрую этот пункт: ребёнок пока будто сам себе не принадлежит, приходится возвращать его внешним усилием в урок или в партию)

2. Фрагментарный обзор доски. (Ему вполне увлекательно лишь на части из всех 64 клеток, он возбуждается и играет просто от наблюдения лишь за фрагментом поля).

3. Низкая скорость мыслительных процессов (блужающее, растекающееся, ненаправленное мышление).

4. Высокая утомляемость от урока или игры (и как следствие рефлекторный, защитный сброс с себя нагрузки).

5. Нравится сам процесс игры, но сложно со спортивной составляющей.

6. Или как вариант обратный п.5- негативное, разрушающее восприятие чреды поражений.

7. Слабая оперативная память.

8. Слабая внимательность к игре соперника.

9. Слабое пространственное представление.

10. Неудовлетворительные навыки организованного мышления.

Так вот… чем старше ученик, тем быстрее можно проскочить все эти «засады». А если мы говорим про 30 летнего мужчину с жизненным опытом и с привычкой получать некоторую интеллектуальную нагрузку на работе- то все эти пункты
вообще НЕ БУДУТ проблемными! Может быть пункты 3,7,8 потребуют какой-то специфической работы. Но по времени это будет технический минимум.

Идём дальше.

А вот Вашему вниманию список 10-ки главных сложностей по взрослым ребятам 13 лет играющим примерно на уровне КМС- сильный 1 разряд:

1. Сопротивление, как минимум внутреннее против неприятной локальной работы по выявленным или запущенным недостаткам.

2. Слабоватая память (или оперативная, или архивная, или обе сразу)

3. Психическая неустойчивость.

4. Слабая шахматная выносливость (пониженный или неудовлетворительный уровень игры в конце партий на 3-4 часу)

5. Излишняя мнительность или напротив излишнее «гусарство».

6. Если спорт не главное для него в игре.

7. Плохо держит удар, недостаточно спортивной злости.

8. Плохой счёт вариантов.

9. Не готовность взять на себя значительную часть работы по совершенствованию.

10. Личная бытовая неустроенность.



Вот этот перечень преодолеть «поплёвывая» уже сможет не каждый взрослый. Но не скажу, что это будет непроходимым для большинства замотивированных взрослых, имеющих условия для тренировок и соревнований.
Самые сложные могут быть пункты- 2, 4, 5 и конечно 10. Но и по ним можно приложить усилия целенаправленно по специальным методикам.

Сколько нужно времени на то, что бы пройти путь до КМС ребёнку 6-7 лет — столько совершенно точно не нужно взрослому. Именно это я готов официально заявить любому интересующемуся.

Но скажу прямо, что плохо представляю себе образ 30 летнего мужчины, которого не смутит необходимость забросить работу или своё дело, а также стать не очень хорошим папой или второй половиной в паре.
Потому что времени это «дело принципа» — займёт прилично.

Я сейчас не представляю, где бы мне пришлось взять следующее:
— 5 часов ежедневно для самостоятельной работы дома над шахматами в течении 2-3 лет
— ещё примерно 10 часов в неделю на общение с тренерами высокого класса
— время для поездки на соревнования 5 раз в год по две недели

А самое главное… на что бы хватило свободного времени от шахмат- мне самому, моей жене, дочере, друзьям.

Такова ставка в этой затее.

И конечно она органично смотрится, если нам с Вами 13-15 лет и мы уже имеем звание КМС.
Многие взрослые при сильной воле, при имеющихся условиях (холостяк, с большими личными накоплениями или с достаточным пассивным доходом)- могли бы стать КАК МИНИМУМ международным мастером. Кто-то стал бы гроссмейстером, а уже при таланте (без него факт, тоже не обойтись, как ни крути!)- стать членом клуба «2700».

Самый важный момент- мотивация должна быть сильнейшей. Это тоже очень слабое место в схеме «30 летний старт».
Я не скажу, что у меня в 14 лет ещё отсутствовали мужские качества, они тут не при чём. Но я отлично помню, что вплоть до 19 лет, у меня могли перед партией и в самом начале подрагивать колени ОТ ВОЛНЕНИЯ перед результатом.
Это очень важный показатель. Шахматы должны волновать, смена цвета лица, мимики, частоты пульса- это символы серьёзного, не безразличного отношения к игре. И если этого нет, но желание-то заиграть сильно есть, то боюсь, что выход только в контактах с тренером жесткого стиля общения (как в армии разговаривают с новобранцами, когда те не могут что-то сделать).
Без этого ничего не получится.

После армии (как только на себе поставил крест)- пропала дрожь :-) Пропали с дрожью и амбиции, и цели, и перспектива продвинуться насколько можно высоко. Уже нет волнения даже перед партией с гроссмейстерами… Это всё говорит о том, что как шахматист я подошёл к такой черте, после которой «не помогают ни таблетки бодрости, ни журнал „весёлые картинки для взрослых“ :-)

Вообщем мой краткий ответ такой:

— Как далеко продвинуться можно в игре 30-летнему- точно не известно. Но если есть способности к математике, к устному счёту, если есть навыки обучения по предметам на 5, если и в детстве выигрывали школьные олимпиады, и при этом азартно до изнеможения играли в футбол- скорее всего пройдёте далеко;

— Если реально есть условия описанные выше- почему бы и не взяться всерьёз (хотя бы для доказательства самому себе);

— Есть большая вероятность всё бросить на пол пути. Что бы этого не произошло нужен кто-то рядом с палкой обитой гвоздями. Или финансовые обязательства с кем-то (спор).

___________________________________________________

Все оценки лично мои, поэтому если будет альтернативное мнение в комментариях, очень даже не против. Особенно интересно описание серьёзного, мотивированного опыта тренировок с нуля в 25-30 лет.


0 комментариев

Оставить комментарий