"Поиск мотивов для взаимодействия фигур" (Мотив №3 "Комплекс полей")

 «Поиск мотивов для взаимодействия фигур» (Мотив №3 «Комплекс полей»)Сегодня запись для играющих уже неплохо — «Контроль комплекса полей».

Мотивы для поиска хорошей координации своих фигур- становятся всё сложнее и сложнее.

Мотив №1 – контроль конкретного поля terrachess.ru/blog/Coaching/388.html и продолжение поста terrachess.ru/blog/Coaching/398.html……… более менее это понимаемо учениками.

Мотив №2  — избыточная защита terrachess.ru/blog/Coaching/406.html …….. это уже сложнее.

Мотив №3 – контроль комплекса полей. А вот начиная с этого места этот мотив многие после прослушивания не осознают.

Некоторым требуется показать на их же проигранных партиях, когда и почему этот игровой навык сказался или был упущен. И хорошо если такие партии ещё найдутся!!! Если был партнёр, который преподнёс такой урок- это просто замечательно. Несколько было таких партий — совсем супер.

Где взять хороших партнёров, которые отыграют с учеником эту тему на 5? Скажем мальчик имеет если пока 2 разряд ?

Это существенный и тяжёлый вопрос. Вот выходы:



1. Самое естественное (но возможно долго ждать)- это игра в турнирах со швейцарской системой жеребьёвки, и с участие шахматистов разного уровня квалификации. В первых турах достаются игроки очень высокого класса, иногда гроссмейстеры. И они то уж точно раскатают партию, так, что ученику потом только и остаётся, что просмотреть с тренером (а ещё лучше и с партнёром!) и впитать навык.
Личные переживания в такой турнирной партии ни за что не сравняться, с лекциями и показом партий пусть и сильных, но совершенно посторонних дяденек.

2. Разыгрывание специально подготовленных позиций для разыгрывания с опытным противником (можно и с тренером!), при этом за обе стороны. Так лучше можно понять сложную тему.

3. Играть с шахматистами высокой квалификации, на коммерческой основе. Этот путь очень хорош, но потребует средств. Мастера и даже гроссмейстеры могут выкроить время, что бы сыграть несколько партий для игрока желающего тренировочного эффекта.


Перехожу к объяснению темы.



Комплексом полей назовём несколько конкретных клеток на доске, которые стратегически связаны между собою каким-то признаком, в нашей партии.

Т.е. когда в примерах из мотива №1 Карпов или Алехин играли на конкретное поле d5, или c6, или f3, или e5. Там было достаточно только одной этой клетки, что бы выстроить на неё направленность своих фигур. Но когда мы говорим о комплексе полей, это значит, что есть несколько клеток, которые в равной степени важны для нашего внимания.

Игра по всему комплексу приведёт к успеху быстрее, чем мы выберем какую-то одну, пусть и самую неприятную для противника.

Какие могут связующие признаки? Перечисляю:

1. Несколько полей вблизи существенного объекта атаки. Чаще всего возле короля соперника или (реже) возле ферзя, оказавшегося в стеснённом, ограниченном положении.

2. Слабость полей одного цвета. Эти могут возникать хоть по всей доске. И прежде всего это возникает, когда у соперника отсутствует слон данного цвета, или слабых клеток в разных участках доски много и совершенно сложно сопернику прикрыть их все, даже при наличии слона.

3. Ряд из клеток в одну линию по диагонали, или по вертикали, недоступных для фигур соперника. Здесь важно непременное условие- отсутствие доступа должно иметь значительный негатив для партнёра. Контроль не критичных для него клеток- это ложная цель.

4. Контроль нескольких важных полей, не для негатива соперника, а для занятия их в перспективе своими фигурами, для осуществления личного СУЩЕСТВЕННОГО замысла.

5. Концентрированное и комплексное воздействие своими фигурами и пешками на целый фланг соперника. При этом воздействие не только на объекты. Под прицел берутся и поля за объектами (где их могли бы защищать фигуры противника). А также возможные клетки перспективного движения объектов вперед (куда они могли бы уйти от давления). Очень часто такими объектами становится пешечная структура на фланге.

Что бы очень упрощённо пояснить принцип контроля комплекса полей, и почему он важен — обратимся к позиции с минимальным числом фигур.

Что бы заматовать одинокого короля всего лишь слоном, конём и королём- потребуется изумительно слаженная работа, направленная как раз на контроль нескольких полей всей группой.



Ход чёрных.

Принцип трех треугольников.

К подобной позиции должна стремиться сильнейшая сторона, когда матует короля соперника всего лишь конём и слоном. Слаженными усилиями белые не позволяют чёрному королю уйти дальше первого треугольника из трёх- очерченного полями a2-a8-g8. Белые фигуры внизу взяли под контроль весь комплекс полей через которые король хотел бы бежать- a4, b4, c4, d4, d5. Ну а поля справа по линии е- это компетенция белого короля. 


Ближайшая задача белых сузить королю чёрных до второго треугольничка  а4-а8-е8.
Конечная цель  поставить королю чёрных мат в углу а8 (важно! цвет загона короля, должен быть одного цвета со слоном белых).

1… Kpd7

При любом другом ответе белые играли бы 1… Kpe7 и чёрный король оттеснялся в намеченный треугольник гораздо быстрее.

2.Kb4

Полезно улучшить положение коня.

2… Kpd6 3.Kd3 (отнято дополнительно поле с5  и поле е5, при сохранении контроля над b4)



3… Kpd7 4.Kpf7 Kpd6

Если 4… Kpd8 то 5.Се6 Kpc7 6.Kpe7 Kpc6 7. Cc4

5.Kpe8!
Обратите внимание на позицию! Фигуры белых не дублируют друг друга, а каждая из них взяла на себя определённые функции в общем контроле над группой полей. Сейчас король белых подожмёт чёрного снизу и снизит его жизненное пространство.




5… Kpc7 6.Kpe7 Kpc6 7.Kpe6 Kpc7 8.Ca4




Итак первый план выполнен! Король загнан во второй нужный треугольник. Теперь осталось его упечь в ещё более стеснённый третий треугольник а6-а8-c8. И там уже мат.

8… Kpd8 9.Ke5 (снова улучшаем положение коня)

9… Kpc7 10.Kc4 Kpd8 11.Cd7



Cлон помогает «на коротке» отбросить чёрного короля дальше в угол. Контроль над диагональю а4-е8 не утрачен!

11… Kpc7 12.Kpe7 Kpb7 13.Kpd8 Kpa6



Не меняло особо дела ни 13… Кра7(а8, b8) ходом 14.Са6 формировался финальный третий треугольник.

14.Kpc7 Kpa7 15.Ca6 (коробочка закрывается!) Kpa8



16. Kd6 Kpa7 17.Kb5+ Kpa8 18.Cb7 мат

Конечно здесь в силу одиночества чёрного короля- отсутствовала сильная контригра от чёрных. Но пример был не за этим…

Если вспомнить фрагмент Карпов-Спасский или Алехин-Нимцович. Там фигуры белых просто тупо и и с прямой простатой лупили в одну точку все. А здесь… всё принципиально по другому!

Здесь нужно несколько полей сразу и каждая из фигур продемонстрировала свои способности во всей красе!

В рассмотренном сейчас примере фигуры не дублировали одна другую, а по требованию ситуации идеально дополняли друг, друга. Без этого мат конём и слоном не поставить!

Неслучайно, умение играть фигурами в дополнение ценится шахматными авторитетами очень высоко. Этот навык требует наработки. Отчасти потренировавшись ставить мат конём и слоном- это будет хороший первый задел для шахматиста уровня от 2 разряда. Ещё помогает развить этот навык – решение этюдов.

Посмотрим более конкретный пример игры против комплекса полей.

Алехин – Эйве (матч на первенство мира, Голландия, 1935г. Первая партия)


ход белых.

Присмотритесь к позиции. Потратьте на неё больше времени, чем планировали. Попытайтесь определить качество расположения белых и чёрных фигур……….

Вы не можете не отметить, что все фигуры и даже пешка а4 А.А. Алехина- нацелены на центр и ферзевый фланг чёрных. Разумеется главный объект нападения и развития инициативы массив чёрных пешек ферзевого фланга. Но я не случайно упомнянул и про центр! Возможность совмещения игры и в центре и на фланге – идеальные условия. Если играть только на фланге, то возможны неприятности от игры противника по центру. Да и защищать ферзевый фланг при хорошо простреливаемом противником центре- гораздо сложнее.

Пешка на а4 – тоже при деле! Она отнимает поле b5 у чёрных, а как только ферзь чёрных покинет блокирующее поле а5, она может двинуться дальше и разрушить устои чёрных на ферзевом фланге.

Фигуры чёрных разобщены, в них не чувствуется гармонии и сосредоточения вокруг какой-либо конкретной задачи.

19.b4!

Здесь взялись за руки и стратегия и тактика! Что бы слонам белых было над чем поработать, белые пешки устремляются вперёд, для разрушения ферзевого фланга.
Чёрные вынуждены отступать, так как взятие невозможно.
Ферзём плохо, из-за потери коня сразу. А слоном, из-за манёвра 19… С:b4? 20.Kb3 и выясняется, что у чёрного ферзя нет иного поля для защиты коня кроме как- 20… Фс7. Но тогда решает отличная координация белых фигур, против плохого баланса чёрных- 21.Фе4 (двойной удар по коню и слону) Сс3 (Если 21… Cd6 22.Фd4 Лd8 23.С: е5 с лишней фигурой) 22.Лd3! Cb2 23.Лd2 Сс3 24.Лс2 с лишней фигурой.

19… Фс7 20.b5!



Поучительное надвижение пешек! Полное взаимодействие с действующими по флангу белыми фигурами. Сейчас чёрные вынуждены открыть доступ белым фигурам к пунктам b7 и особенно d5!

20… c5 21.Kf5 (стремиться через е3 на d5, для усиления) 
21… f6




Неважно выглядел размен слона за коня:
21… С:f5 22.Ф:f5 f6 23.Фе6+ и чёрные бы были парализованы в движениях. Но сильнее было 21… Cf6.

22.Ke3! Cе6 23.Сd5!



Вот он — ход большого мастера! Белые видят, что создан целый комплекс слабых белых полей и с разменом белопольного слона чёрных на слона- этим комплексом будет очень легко и эффективно пользоваться.

23… С:d5 24.Л:d5 (Возможно было и 24.К:d5)

24… Фа5

Проиграв стратегически, Макс Эйве делает ставку на контратаку. Однако посмотрите внимательно. По сути контратаковать ферзь чёрных сможет лишь в одиночку. Поддержки ему ждать не откуда.
На этом примере понимается суть позиционной игры и смысла достижения хорошего расположения своих фигур- фигуры противника при нашей отличной гармонии, почти всегда имеют обратный признак- разобщённости отсутствия единой волны.

В партии чёрные гибнут даже быстрее, чем если бы вели пассивную игру на отбой ходами типа 24… b6 или 24… Лd8.

25. Kf5! Фе1 + 26.Kpg2 Cd8 27. C:e5 f:e5



И конечно же белые разменялись на е5, не из-за выигрыша пешки…

28.Лd7!

Обратите внимание. Все ходы белых фигур по белым полям! Игра по полям одного цвета…. Белопольная симфония прямо какая-то :-))

28… Сf6 29.Kh6+ Kph8 30.Ф: с5

«Поиск мотивов для взаимодействия фигур» (Мотив №3 «Комплекс полей»)


Чёрные сдались. Так как после 30… Ле8 31.Кf7+ Kpg8 32.Фd5 – мат не избежен.

На что особенно хотелось обратить внимание учеников в этой партии. Посмотрите ещё раз на позицию до 19 хода Алехина. Здесь характерный пример, когда фигуры белых взяли под контроль смежные поля. Главные контролёры тут были белые слоны работающие по центру и по ферзевому флангу на соседних диагоналях. Плюс ладья и ферзь- также по соседним вертикалям пробивали позицию центра и ферзевого фланга.
Именно тяжелофигурные скоординированные прострелы через всю доску, да ещё и при поддержке слонов, стоящих на смежных линиях- характерный признак, что скоро от фланга мало что останется. Иногда противник может упереться, но выручает пешечное наступление на простреливаемый вертикально и диагонально фланг.

Продолжение урока следует!!!

Мотив №1 (начало)
Мотив №1 (продолжение)
Мотив №2 
Мотив №3 
 


0 комментариев

Оставить комментарий