Рюи Лопес и Джованни Леонардо - сильнейшие игроки XVI века.

 Рюи Лопес и Джованни Леонардо - сильнейшие игроки XVI века.Сегодня ещё один пост про раннюю историю шахмат. В прошлой записи кратко описывалось о совпадении времени общего общественного подъёма в Европе (эпоха Возрождения) и реформы шахматных правил на рубеже конец XV- начало XVI веков.

Перед тем как рассказать о сильнейшем шахматисте Европы XVI века (Рюи Лопес), не могу не упомянуть ради справедливости. По всей видимости игроков играющих достаточно неплохо хватало. Не все попали в историю, как Лопес, которого сделал своим любимцем испанский король, и о котором активно упоминали в этой связи в рукописях. И не все смогли создать популярную шахматную книгу как португалец Педру Дамиану.

Книга Дамиану «Эта книга учит играть в шахматы» вышла в 1952 году. Во первых бОльшим тиражом, чем книга Лусены, и очень долгое время была настольной книгой шахматистов разных стран. Она переиздавалась 8 раз (!) — неслыханная популярность, и переводилась на многие европейские языки.

По сути книга очень серьёзно заимствовала задачи из книги Лусены (70 из 72), но была более качественной. В последствии труд Дамиану вызвал критику Лопеса, которого книга откровенно раздражала.

Перейдём собственно к Рюи Лопесу (1540-1580).



В средние века в Европе сильными игроками слыли рыцари и священнослужители. Последние по всей видимости имели достаточно времени для совершенствования в тиши монастырей. Рюи Лопес тоже был из семьи священника, отсюда видимо и его наследственное тяготение и способности к игре.

Этот служитель культа из графства Сафра, сравнительно в молодом возрасте стал побивать всех, с кем только не садился за игру. Слава о его игровых способностях дошла до короля Испании Филиппа II.

Тут позволю себе одну очень отвлечённую мысль, которую встречаю часто и в исторической литературе, и в жизни которую вижу своими глазами. Играющий в шахматы лучше всех на какой либо ограниченной территории… он вызывает строго говоря лишь две возможные реакции у людей, находящихся в официальном или неформальном лидерстве над другими. Это либо совершенно нейтральное отношение (дескать у каждого свои чудачества), либо возведение в особо статусное положение.

И индусы, и арабы, и персы, и европейские королевские дворы очень внимательно относились к появлению сильнейших игроков и резко приближали их ко двору. Иногда это было, что называется «из грязи в князи», но умение превосходно играть ценилось. Первые лица нередко желали перенять навыки игроки, и частенько «козыряли» своим придворным игроком перед гостями из других государств.

Из жизни современной, вот абсолютно тоже самое.
В школе звание чемпион города, почему-то открывало возможности и даже некоторый блат со стороны директора и завуча. На многое закрывалось глаза, например лояльно относились к отказу от вступления в комсомол. Категорически не брали в школу моего младшего брата, он жил не в районе школы и должен был ходить в другую… но узнав, что Власов из 6«б» — это его брат, директор вдруг заявила- «Конечно мы Данилу возьмём, если он брат этого шахматиста».

Далее тоже самое, совершенно неожиданно было в армии. Совершенно не педалируя своё хобби, звание, тем не менее навык раскрылся, при первом же случаи когда дембеля играли в шахматы в карауле… Армия особый случай, там срок службы имел значение хоть ты Папа Римский :-) Но со стороны старших призывов, этот момент учитывался тем не менее очень заметно. Иной раз даже было неловко пользоваться привилегиями, на фоне «тягот и лишений солдатской службы»- традиционной для молодого призыва, к которому я первые погода относился.

От тюрьмы бог миловал, но жизнь сводила с самыми разными людьми. От некоторых из них была информация, что сильные шахматисты жили в лагерях, достаточно неплохо. Обучали товарищей по несчастью премудростям, за что ценились.

Продолжу про Лопеса.


Если говорить за личные качества этого шахматиста, то по отзывам он был высокого о себе мнения, и играя с более слабыми партнёрами- всегда едко и порою издевательски шутил. В 1560 году, он прибыл по делам церкви в Рим. И на площади Святого Петра включился в игру против местных итальянских игроков. Постепенно площадь сильно ззаполнилась зрителями. Игроки менялись один за одним, и все уходили побеждёнными от Лопеса, не только побеждёнными, но и уязвлёнными. Реплики человек в чёрной сутане позволял себе совсем не вяжущиеся с обликом. Видя, что Лопес сильнейший игрок, и своим поведением откровенно унижает итальянское национальное достоинство, в толпе стали поговаривать, что с гостем способен сыграть на равных только «малыш». Малышом называли бедного студента из провинции Джованни Леонардо.

Джованни Леонардо- был чуть младше Лопеса, являлся откровенным бедняком, но очень любившим шахматы и постепенно ставшим неформальным лидером римских игроков.

Лопес очень задел самолюбие Леонардо, пока он играл парти с другими, он очень нелестно отзывался «за глаза» о малыше, авансом называя его «сильнейшим среди слабейших» и т.п.

Сев против Лопеса Лонардо, буквально с первых ходов понесся на опытного священника. Его игра была неоправданно агрессивной. И когда так играют, не стоит удивляться, что хладнокровный и искусный в защите игрок будет иметь против него 100% успех. Очень скоро Лопес отбил кавалерийский наскок юноши и победил.

Стиль игры Лопеса, был не похож на итальянский. Он играл очень вдумчиво, основательно, и прежде всего на использование промахов соперников. Как уже указывал, книга Дамиану его злила, своими советами играть в энергичные шахматы. В его комментариях было много порою чего-то личного.

Например, он критиковал Дамиану за ход 3.K:e5 (после 1.е4 е5 2.Кf3 f6), указывая, что гораздо сильнее 3.Сс4, но при этом не опровергая анализы энергичного предложения португальца :-))

Этот успех Лопеса в Риме в 1560 году- послужило основанием для признания Рюи Лопеса официально сильнейшим шахматистом середины XVI века.

Кроме того говоря о Лопесе, конечно же стоит сказать, что он дал шахматам действительно немало. Прежде всего своей книгой- «Книги об изобретательности и искусстве игры в шахматы» (1561 ). Это было самое сильное, что знала шахматная литература до сих пор. Он очень серьёзно подверг анализу теорию начала партии. Именно ему предписывают первое упоминание о королевском гамбите, о будущей защите Филидора, об Испанской партии. Последнюю за рубежом до сих пор называют иногда дебютом Лопеса, а не Испанской партией. Этот дебют один из популярнейших в современной практике гроссмейстеров и является одним из самых глубоких. Про него известный челябинский тренер Леонид Аронович Гратвол любил повторять: «Шахматист рано или поздно обязан начать играть испанскую партию, там побеждает тот, кто лучше понимает шахматы вообще».

Именно труд Лопеса дал старт изучению дебютной теории, а также исследованию точных эндшпильных позиций. И то и другое основа подготовки высококвалифицированных шахматистов современности.

Немного оставлю в покое Лопеса, но только на время.
Расскажу интересное о Леонардо.

Не исключено, что всё или часть из передаваемого мною лишь красивая вымышленная история, но кто знает....

Леонардо, получил от Лопеса сильнейший укол по самолюбию. Он ещё усрерднее взялся за игру. Фактически он сделал её смыслом своей жизни. После поражения, он даже уехал в Неаполь, где был знаменитый шахматный кружок с гордым названием «шахматная академия» (!) Он много анализировал свои партии, против противников. Активно играл на ставку против обеспеченных игроков. Через два года он решился на поездку в Мадрид, что бы разыскать Лопеса и потребовать реванша.

Однако вместо Лопеса в Мадриде он встретился в Неаполе с лучшим игроком Сицилии Паоло Бои. О Бои он был наслышан и когда сицилиец появился в «Академии», не смог отказать ему в матче.

Состязание длилось три дня… и собрало весь Неаполь. Матч так и не выявил победителя. Соперники оказались достойны друг друга.

Отсутствие преимущества над Бои, сняло желание ехать в Мадрид немедленно. Встретятся они повторно не скоро.

Надо сказать, что шахматы выручали итальянца и не раз.

Однажды его брат был захвачен пиратами, за него требовался выкуп в 200 дукатов. Джованни уже собирался оплатить за брата, но вдруг подметил у пиратского капитана шахматы. Предложив сыграть партию на 50 дукатов- услышал от пирата усмешку «не было ещё игрока, который мог бы его обыграть».
Брат ушёл домой и плюс ещё 100 пиратских дукатов в придачу.

Были ещё истории с гостиницами, когда нечем было оплатить за ночлег и ужин… много чего. Везде в ход шло его умение.

В Генуе Леонардо влюбился в дочь богатого сеньора, который просил обучить дочь игре. Отец вроде был и не против свадьбы. Но… уж слишком огромен социальный разрыв. Условие свадьбы: Леонардо должен отправиться в Мадрид и прославиться, после чего брак с дочерью будет логичен :-)

Так он наконец отправился в Мадрид к Лопесу.

1575 год и матч итальянцев Бои и Леонардо против испанцев Рюи Лопеса и Альфонсо Серона- вошёл в историю как первый в истории шахмат- международный шахматный турнир. Победили итальянцы. И после этого можно было говорить о том, что началась новая эпоха- итальянский романтический стиль.

Во время доминирования Лопеса, был очень принципиальный момент связанный с новыми правилами. ПОЯВИЛАСЬ РОКИРОВКА!
Это тоже была итальянская новация, которая сделала игру увлекательной. НО! Итальянцы настаивали на СВОБОДНОЙ рокировке, а не на фиксированной, как мы применяем сегодня. Т.е. игрок мог по своему в зависимости от ситуации его устраивающей производить смену положения ладьи и короля. Например: при выполнении короткой рокировки ( 0-0 ) кроля можно было поставить и на h1 и на g1, и даже на f1, соответственно и ладья могла стать на поля- e1, f1, и даже на g1 (при короле на h1).
Такая «демократия» не всем пришлась по вкусу, в т.ч. и Рюи Лопесу… Он агитировал за фиксированное и единое для всех случаем положение короля и ладьи при рокировке. Своим личным авторитетом он настаивал на игре по правилам принятым сегодня. 

Что касается свободолюбивых итальянцев, то в их стране, свободную рокировку можно было встретить вплоть до начала XIX века, при этом иногда там рокировали и вовсе криминальным способом — когда между королём и ладьёй ещё оставался конь или слон… и под шахом, и через битое поле и с одновременным взятием фигуры… Какой-то бардак, не находите !? :)

Рюи Лопес и Джованни Леонардо - сильнейшие игроки XVI века.
(На картине изображен Джованни Леонардо, во время поединка в Мадриде 1575 года, работа Массини, 1858г)



Эпоха итальянцев...

Яркая и приятная зрителю! Стоит сегодня гроссмейстеру сыграть «в стиле старых итальянских мастеров», и внимание и любовь болельщиков всего зала ему обеспечена. Внимание всего зала будет приковано прежде всего к этому поединку.

_____________________________

В следующую субботу (9 марта) — я обязательно напишу пост о первых легендарных мастерах этого стиля о Греко, и о Полерио. Эти шахматисты достигли максимально возможного уровня игры для своего времени. Существует мнение, что если их сейчас воткнуть в современный турнир, перед этим год обучив современной шахматной теории дебютов и эндшпиля… они играли бы ни ниже гроссмейстеров шестисотников, а то и выше!

Все статьи по этой теме: 
Итальянская красота (XVII век)
В стиле старых итальянских мастеров.
Рюи Лопес и Джованни Леонардо — сильнейшие игроки XVI века.
Шахматы в эпоху Возрождения (хронология основных событий).


3 комментария

avatar
Хорошая статья правда с датами полная неразбериха
avatar
Спасибо за замечание. Исправил.
avatar
Власов молодец, странно что я его раньше нигде не видел, хотя в шахинете уже 10 лет, вот ролики на ютубе ничего особенно комментированные партии, просто блиц это потеря времени, не смотрю, так как пользы никакой, а комментированные смотрю с удовольствием и статьи интересные пишете. Спасибо

Оставить комментарий