Из наблюдений за играющими детьми.

 Из наблюдений за играющими детьми.Предлагаю сегодня Вашему вниманию смешанный пост. Он и о сегодняшней партии в турнире (короткая победа), и о разных детских глазах во время партии.

Шахматы как известно, они разные. Их можно любить и ценить за многое. Необязательно быть чемпионом, достаточно просто иметь повод для единоборства, любить «ставить мат» — что бы быть счастливым шахматистом :-).

Но вот если говорить о задатках на хорошее шахматное будущее у детей, то его иногда подмечаешь по отношению к игре. Спортивных, заряженных на только положительный результат детей видно сразу. Все занимаются с тренерами, все хотят непременно выигрывать. Но вот включение характера, создание напряга и себе, и сопернику за доской- это видно не во всех детских глазах.

Конечно бывают исключения, когда человек вроде бы и смотрит лениво, как бы нехотя на доску, но играет лучше сверстников. И проиграв партию даже не расстраивается… Но редко. В основном наблюдал у сильных игроков школьного возраста огонь в глазах, стремление не выиграть у соперника, а просто его прибить!
:-)

 
Шахматы вроде как и не спорт (в традиционном понимании), но спорта и характера в них предостаточно.


Турнир в котором принял участие проходит в СДЮШОР. Т.е. много участников школьного возраста. Дети меня побаиваются, по два раза за партию могут предложить ничью… мы тоже школьниками побаивались возрастных (уж больно затейливо и не по детски витиевато играли взрослые 1 разрядники и КМСы).
Но смотрят детки на доску, и на тебя все по разному...

Шнайдер (из 2 тура)- как раз пример соперника, играющего с первых ходов- играл именно против соперника. Злой, по спортивному агрессивный взгляд, ловил его на себе не раз. И именно это, наверно ему позволило сыграть удачно и против меня, и вообще после 5 туров пока что...

Вчерашний разбор партии с Раджабовым. Тоже пацанчик класс 8-ой наверно. Проиграл партию, сидел переписывал бланк… По его багрово-красным ушам и сопению было видно, что у него всё кипит внутри. От поражения… которое было совсем не обязательно. Из такого его отношения, можно что-то вылепить в шахматах, и в жизни такая спортивность и злость на себя пригодится (имхо).

А вот сегодняшний паренёк Никита. Как-то он огорчил… немного. Очень плохо разыграл дебют, потом грубо ошибся. Провозил ещё 15 ходов с безразличным видом партию без фигуры. Потом безразлично, совсем без эмоций сдался...

Было очень большое желание, ему лично помочь после партии, разобраться, почему это всё произошло с ним. Показать, нормальную реакцию за белых в системе, которую играю всю жизнь. Дать общее наставление, потому что парень явно «гребёт не туда» (может быть по одной партии судить не хорошо, конечно).

Но не получилось… через минуту он уже сидел мирно в кресле (в коридоре) играл с телефоном.

Меня бы если честно такое поражение в детстве… трясло бы в трамвае минут 20, пока ехал бы домой. А у него «полный нормалёк». У меня и шахматы были карманные с собою, для трамвая.  И даже в школу на уроки я их брал и искал, искал, искал… как было лучше, и «почему нельзя было сюда»! :-)))

Ещё на тему отношения к партии, к спортивности.
Сергей Рублевский. Когда мы заканчивали школу- этот шахматист был самым крутым среди нас на Урале, да и по всесоюзным меркам тоже. В школу Ботвинника-Каспарова «случайных людей» не приглашали.

Он не только был самым сильным тогда, но он был самым боевым пожалуй. Он буквально буровил соперника за доской глазами… «и глаза его были, не добрые такие» ©. После партии он мог быть весёлым балагуром, но во время игры- зверюга!

Вот любопытное описание себя в детстве самим Сергеем:

«У детей, когда они с ходу показывают хорошие результаты, порой теряется чувство объективности. Они могут считать себя чуть ли не чемпионами мира. Тут многое зависит от тренера и… от самого вундеркинда. Корнилов конечно делал мне „знаки внимания“, но внимательно следил, что бы я особо не задавался. Ведь воспитать характер, а без него в шахматах делать нечего, по-настоящему могут только поражения- вернее не сами поражения, а серьёзный анализ собственных ошибок. Помню впервые прочитав это в книге, я немало удивился, а потом „дошло“. Поначалу, когда проигрывал, иногда плакал. Обидно было даже не от самого факта поражения, а оттого, что не знал, почему это произошло, где ошибся.Но ещё обиднее было конечно проигрывать, когда бывал уже близок к выигрышу. Противно до жути… Хорошо хоть сейчас от этого не реву!»

Ну и вот сама партия, и пара общих критических замечаний по ней- для возможной пользы читающего игрока, который играет пока на уровне разрядов (3,2,1).
Надеюсь мои добрые советы, пойдут на пользу.

Никита Ка-ев — Власов (08.01.2012)

1.e4 c5 2.Kf3 Kc6 3.d4 c:d4 4.K:d4 Kf6 5.Kc3 e5
6.Kdb5 d6 7.Cg5 a6 8.Ka3 b5 9.Kd5 Ce7 10.C:f6 C:f6




Эта позиция, одна из табий Челябинской системы в сицилианке. Именно так и я сам играю против челябинского варианта белыми. Белые делают ставку на спокойное, не рывковое использование преимущества своей позиции. Положа руку на сердце, чёрными гораздо приятнее и интереснее играть, когда белые играют по более агрессивной схеме, со сдвоением пешек f, когда играют так: 9.C:f6 g:f6 10.Kd5 f5… вот честное благородное слово, белые больше дают чёрным, чем преобретают для себя от сдвоения пешек.

Систему на диаграмме полюбили после уверенной игры Анатолия Карпова. Могу сказать, что сам белыми здесь ВСЕГДА получаю перевес, а вот чёрными… есть пока одно проблемное ответвление, в котором равенства пока не достигаю, при точной и тонкой игре белых. Но… этот путь мало кому известен ;-)

11.c4 

Этот ход, очень популярен именно в нашей челябинской СДЮШОР 9… такое ощущение, что кто-то один научил белых этому варианту, и они все как «инкубаторские» пилят только его. Вариант неплохой, там есть у чёрных проблемки (подробнее о нём писал вот здесь http://terrachess.ru/blog/Glavnyi/121.html

Но лично по мне, он имеет недостатки. Не способствует развитию белых фигур, ослабляет пункт d4, что часто имеет значение в челябинской системе, и вообще атака ослабленного ферзевого фланга чёрных, гораздо неприятнее, когда исполняется с другой стороны- ходом а2-а4.

Всем своим я рекомендую более традиционный путь ввода в игру коня a3 посредством 11.с3! Вот на этой магистрали варианта задачи чёрных сложнее.

11… 0-0 
Это и принципиальнее и сильнее. Пешки не в счёт, белые ещё больше отстанут с развитием. Гораздо слабее старое 11...b4. Там у белые действительно зажимают чёрных в позиционные тиски.

12.h4?


Сыграно шаблонно! Мальчик ориентируется  на какие-то личные воспоминания, а не на конкретику игровой ситуации. Столкнувшись с неожиданностью, с чем то новым, нужно спокойно и очень тщательно подумать над тем, что бы не играть по аналогии, а просто хотя бы в согласии со здравым смыслом. Если в варианте с 11...b4- этот ход отличныq так как сначала чёрные отказались от игры в центре и на ферзевом, сняв напряжение, то теперь белые лишают и слона чёрных важного освобождающего хода на g5.Чёрным очень сложно сделать нормальную перегруппировку сил для уравнения или полноценной контригры.

А здесь… ещё центр не зафиксирован, пешка на h4 будет банально подвисать в некоторых вариантах (это сейчас её брать плохо, но через какое-то время она потребует уже защиты например ходом g2-g3). Это и ослабление и потеря времени.

Из игрового опыта могу сказать, что самая нормальная реакция белых, с которой сталкивался в блиц- это здесь такая: 12.c:b5 Kd4 и не 13. b:a6 с инициативой у чёрненьких, а прагматичное — 13.b6!? Лb8 cо сложной игрой.



Да и простое развитие, ещё никто не считал вредным! Нормальным ходом было бы и 12.Сd3 с последующим 0-0....

12… Kd4
13.Kc2?!



Неаккуратно сыграно. Следующий выпад чёрных хотя и немного неожиданный, но в общем-то если быть внимательным находится. Лучше было предпочесть 13. с:b5 a:b5 14.Cd3 хоть как-то завершая развитие.
Есть желание готовить рокировку в короткую сторону ходом g3… Cg2, но это не проходит, из-за:
13.g3? Фа5+ и сказывается ослабление позиции белых.

13… Cg4!


Чёрные таким способом выгадывают важный темп для атаки и быстрого нападения с ферзевого фланга! У белых уже плохо.

13.Фd2 K:c2+ 14.Ф: с2 Лс8


Итак. У белых есть проблемы и с завершением развития и с пешкой с4. Cейчас вряд ли хорошо было играть 15.g3 из-за Сf3 и белые уже никуда не рокируют видимо в этой партии:-)) Но очень заслуживала внимания позиционная жертва пешки путём 15.Сe2!? — они отдавали пешку на с4, после размена белопольных, но получали очень хорошего коня на d5 против по крайней мере пока «бестолкового» слона чёрных! Поверьте на слово, я проиграл очень много подобных позиций и теперь знаю, что белопольный слон чёрных в этой системе по силе равен ладье! Менять его уместно, либо на d5 вызывая e4:d5 либо на е6 при чёрной пешке на f7 .

Я бы не взял эту гамбитную пешку и после 15.Се2, отошёл бы 15...Ce6, что бы немного по другому помучить здесь белых.

15.Ke3 Ce6 16.g3 

Белые всё-же защищают свою пешку h4. Просто убрать её из под боя ходом 16.h5 — это отдать чёрным в пользование королевский фланг, после 16… Сg5 ещё и чернопольный слон получал «в руки карты»!
Но белые ещё пока не допоняли, что теряют этим ходом пешку с4. Да… для завершения развития без потери пешки уже не выходило.

16… b:c4 17.C:c4? 
Из наблюдений за играющими детьми.

Решающая ошибка.
Относительно интересным ходом был 17.Сh3!? или 17.Сe2- тоже сохраняло шансы на сопротивление.
Белые гибнут из-за бильярдного удара ферзя с d5 в угол доски (h1)

17… C:c4 18.K:c4 d5 

И чёрные выиграли партию.

Краткие пожелания к читающим на основе этой партии.

1). При игре в дебюте- не следуйте чьей-то моде или предпочтениям в дебюте. Имейте на всё в начале партии своё личное мнение, не верьте на слово ни книжкам, ни монографиям, ни рекомендациям «специалистов» слепо. Вполне возможно брать чужие мнения, опыт не для копирования, а для личной проверки в игре, в тренировочных партиях (сейчас в блиц можно играть 24 часа в сутки!)- обязательно анализировать получаемые поражения. Постепенно вы САМИ, начнёте чувствовать все свои позиции кончиками пальцев.
А вот простое копирование когда то увиденных партий, «вспоминание»- вот это огромное зло.

2). Не переоценивайте роль дебюта… он важен только для одного- ВЫЙТИ В миттельшпиль и играть на победу там! Кроме того, знаю массу очень сильных игроков, для которых не то что дебют фигня. Нет нельзя так сказать, но по настоящему интересная шахматная игра для них начинается ближе к эндшпилю!
Ваша задача минимум- очень простая- не проиграть в дебюте. Точка!
Это не сложно, если играть любй дебют в соотсвествии с простым здравым смыслом, а не вспминая, «кажется Каспаров здесь играл так» :-((( Тьфу!
Воо про Сергея Рублевского. Да он сам признаёт, что дебют у него не самое сильное место… но попробуйте с ним играть равную, не простую, а хотя бы просто равную позицию в позднем миттельшпиле или в сложном эндшпиле. Вот где он всех бьёт и вызывает восхищение!

А всё почему? Да потому что на школе Панченко, их всех учили шахматам через эндшпиль. И обычным делом были блицтурниры БЕЗ ФЕРЗЕЙ!

Подумайте об этом друзья! Не нужно копировать и присматриваться к дебютам элиты. Оставьте это тем, чей рейтинг перевалил за 2400 пунктов. Просто играйте в шахматы, так как играл Морфи, Чигорин, Ласкер. Они играли в дебютах без заучивания вариантов, а просто понимая природу и сердце каждого варианта. Если уж и имели наработки в острых счётных дебютах (например в гамбите Эванса), то они были проверены лично дома или подтверждены их же практической игрой.


0 комментариев

Оставить комментарий