Фабиано Каруана: девушки у меня нет. Наверное, все из-за шахмат
Известный американский гроссмейстер Фабиано Каруана в интервью корреспондентам агентства«Р-Спорт» Олегу Богатову и Анатолию Самохвалову рассказал о том, что турнир претендентов в Москве является самым сложным в его карьере, о схожести игрового стиля с Михаилом Ботвинником, славянских шахматных учителях, ставке на футбол и фильме «Крестный отец».

— Фабиано, многие известные гроссмейстеры считают именно вас главным по силе соперником чемпиона мира норвежца Магнуса Карлсена. Вас такие мнения радуют, обнадеживают или, наоборот, создают повышенное психологическое давление?
— Нет, это не создает давления и никак на меня не влияет — потому что я хорошо знаком с Магнусом и мы уже не раз играли на различных турнирах. В одних партиях я выигрывал, в других проигрывал, поэтому новая встреча не представляет для меня повышенного интереса.
Зато я уверен, что турнир претендентов будет очень сложным, поскольку все игроки усиленно готовились к нему и находятся в очень хорошей форме. Поэтому сейчас главное — не думать о возможном матче с Карлсеном, а показать хороший результат.
Я считаю, что турнир претендентов в Москве для меня — самый сложный в карьере.
— Успешное выступление в январе на престижном турнире в голландском Вейк-ан-Зее можно считать хорошим этапом подготовки?
— Честно говоря, это было достаточно давно, и нельзя сказать напрямую, что это было именно подготовкой к турниру в Москве. Тем более что я его не выиграл (с улыбкой). Но мне действительно удалось там показать неплохую игру и выиграть несколько партий у сильных участников.
— Вы играете сверхэнергозатратно, по максимуму выкладываясь в каждой партии в стремлении добиться лучшего результата. Не кажется ли вам, что порой вы тратите слишком много энергии, и ее потом не хватает для успешного проведения турнира в целом?
— Да, вы абсолютно правильно определили мой стиль игры. Я действительно так играю и, к сожалению, по-другому никак не могу и не собираюсь что-то менять. Если говорить о турнире в Москве, то он очень длительный. Честно говоря, я думаю, что многие участники устанут к концу соревнования. Многое будет зависеть от физической выносливости игроков, и я надеюсь, что у меня сил хватит на весь турнир.
— Какой результат принесет победу в Москве — «плюс три», «плюс четыре»?
— Да, исторически это оказывается «плюс два» — «плюс четыре». Карлсен в 2013 году выиграл аналогичный турнир в Лондоне с показателем «плюс три», а однажды один из участников нашего турнира выиграл с результатом «плюс шесть» (болгарин Веселин Топалов в 2006 году). Но в действительности очень сложно определить, какой результат принесет победу в Москве.
Мои шансы высоки
— Многие считают вас главным фаворитом турнира — как вы это воспринимаете?
— Да, я первый по рейтингу, но у всех игроков он тоже высок, и это на самом деле не имеет такого большого значения. Я оцениваю свои шансы как действительно очень высокие.
— В прошлом году вы получили американское гражданство. Насколько в связи с этим изменилась ваша нешахматная жизнь?
— Теперь я живу во Флориде. Жизнь, конечно, переменилась, и мне во многом стало удобнее, потому что много различных мероприятий проходит в США. И я часто вылетаю в Нью-Йорк и другие крупные города страны: это теперь делать гораздо проще, чем находясь в Европе.
Лучший соблазн — шахматы
– Во Флориде очень много соблазнов — это не отвлекает вас от шахмат?
— Да, там есть много различных развлечений, но я всегда предпочитаю им шахматы.
— Фабиано, а чего итальянского вам не хватает во Флориде? Может быть, пасты?
— Я никогда не жил в Италии, и не могу сказать, что я чем-то обделен во Флориде. А если мне захочется каких-то блюд итальянской кухни, то там есть подобные кафе и рестораны.
Вырос на советской школе
— Вас считают приверженцем классической советской шахматной школы. Как так получилось?
– На это повлияли мои шахматные учителя — они в основном были русскими или украинцами. Сейчас моим тренером является (узбекистанский гроссмейстер) Рустам Касымджанов, а до этого были Владимир Чучелов, Александр Чернин и другие тренеры.
— Фабиано, вы производите впечатление человека, полностью сосредоточенного только на шахматах. А какие интересы у вас есть, помимо профессиональной деятельности?
— Конечно, я как любой нормальный человек люблю встречаться с друзьями, смотреть кинофильмы, читать книги и интересуюсь спортом. Но я не могу назвать какого-либо своего хобби: я нигде не достиг таких успехов как в шахматах. Но, поверьте, у меня существует и обычная нормальная жизнь вне шахмат (с улыбкой).
Ставил на «Челси», но не болею за него
— Итальянские корни у вас как-то проявились в любви к футболу, в том числе к итальянскому?
— На самом деле я слежу только за английской премьер-лигой. И недавно я поставил весьма много денег на «Челси» и должен был выиграть довольно много, если они победят. Но, к сожалению, у них практически нет шансов.
— Как может итальянец предпочитать английскую лигу серии А?
— Я не то чтобы предпочитаю, но сейчас я сконцентрировал свое внимание именно на английском футболе.
— Ставка на «Челси» говорит о том, что вы болеете за эту команду?
— Нет, я не фанат «Челси», просто я поставил деньги на эту команду. Восемь тысяч, и мог выиграть шестнадцать тысяч. Но не получилось (интервью состоялось на следующий день после домашнего поражения «Челси» от ПСЖ и вылета из Лиги чемпионов — прим. «Р-Спорт»).
— За какой же клуб вы болеете?
— Честно говоря, я не отдаю предпочтения ни одной команде.
— Фабиано, есть ли у вас любимая девушка? И если есть — как она относится к тому, что вы постоянно отсутствуете дома?
— Нет, сейчас у меня нет девушки. И, кстати, может быть, шахматы тому причиной — потому что меня часто не бывает дома (с улыбкой).
— Как вы планируете провести выходные дни во время турнира претендентов в Москве?
— Конечно, я обязательно посмотрю что-нибудь интересное. Но я уже не раз раньше был в Москве и думаю, что я найду что-нибудь привлекательное и новое для меня. Но сейчас назвать конкретное место не готов.
Игру сравнивают с Ботвинником
— Если сравнивать вашу игру с великими шахматистами прошлых лет, на кого больше всего похож ваш стиль?
— Я не знаю. Я не выделяю гроссмейстеров, которым следую в своей игре. Потому что современные шахматисты многим отличаются от великих игроков прошлого. Но кое-кто считает, что моя игра немного похожа на стиль Михаила Ботвинника. Возможно, это и так, но на сто процентов я с этим не согласен.
— Фабиано, вы похожи на классического героя знаменитого фильма «Крестный отец». Этот фильм вам близок, любите ли вы его?
– Я, конечно, не думаю, что похож на Марлона Брандо, но вы мне польстили (с улыбкой). Я смотрел этот фильм много лет назад, как и все фильмы из этой серии. Я принимаю ваше сравнение.
0 комментариев