"Повесть о Морфи" (фрагменты) + Избранные партии (девятый выпуск)

 «Повесть о Морфи» (фрагменты) + Избранные партии (девятый выпуск)Итак в прошлом фрагменте Гаррвитц сославшись на «недомогание»- стал уходить от матча. А Морфи предложил организовать сеанс игры вслепую, с максимально возможным привлечением зрителей. Получилось отличное мероприятие. Шахматы и Морфи не сходили с газет. Он стал Героем Парижа в самом объёмном и значимом смысле этого слова. С Полом Морфи застремились сдружиться многие французские знаменитости и обитатели дорогих особняков. Все выпуски серии:

1-й2-й3-й4-й5-й6-й7-й8-й9-й10-й11-й


По книге, Морфи подаётся читателю исключительно как обаятельный, альтруистический образец шахматиста. Игроком предстаёт, который был рад популяризировать игру, абсолютно на некоммерческой основе. В наше время это тоже встречается, но не часто. Был ли это целенаправленный PR? Или хотя бы отчасти? Пожалуй… Полу необходим был матч со Стаунтоном, мировое признание. Ничего не вижу плохого ни в действиях Морфи, ни (к примеру) в сеансах в системе УФСИН Анатолия Карпова. От этих PR- есть реальные выгодополучатели.

После отрывка с описанием сеанса, а также его последствий, публикую партию против друга Пола — Арну де Ривьера. До последних дней- это был пожалуй самый близкий человек к нему среди шахматистов.

Партия великолепна тем, что отлично показывает понятие «пешка за инициативу» или точнее так «в позиции есть компенсация за пешку». Вот не больше, и не меньше- сиди, играй, пробуй компенсацию не утратить, а превратить во что-то реальное!

Рекомендую эту партию начинающим игрокам. Увы, мне очень долго никто не объяснял целесообразность намеренной игры позиций без пешки. До уровня слабого 1 разряда, мои тренера в СДЮШОР настаивали, что пешки отдавать нельзя, их нужно брать. Нет пешки- тенденция к поражению...

Я много потерял. Повторюсь, что сейчас шахматистам второго или даже третьего разряда, я бы рекомендовал смотреть партии Морфи, Чигорина Михаила Ивановича, Алёхина Александра Александровича… именно те их партии, где они смело (не зевком) отдавали пешку и играли как ни в чём не бывало!
Считаю, что можно и нужно совмещать:
— не отдавать пешки по просмотру;
— уверенно их отдавать, если есть желание проверить себя в той или иной позиции, если просто интересно!

Морфи, Алёхин, Чигорин, Каспаров- те их партии, где они легко расставались с материалом просто за игровую перспективу- отличнейший мотиватор! Отдавая пешку, 
вы создаёте отличную почву для собственного совершенствования и роста. Появится реальный повод подтянуть счёт, интуицию, внимание к контригре и прочие полезные навыки.

Кстати, несмотря на то, что Морфи чёрными очень легко обыграл де Ривьера, рука на поднимается написать, что это ученик Морфи. Ещё за 10 лет до встречи с Морфи, де Ривер «крутил» порою не хуже самого Пола. Это был совсем не «гусь на палочке».
В доказательство- ОЧЕНЬ ЭФФЕКТНАЯ партия в исполнении парижского шахматиста. Финальная позиция просто блеск!

__________
 
"… и, чтобы не терять напрасно времени, Пол начал вести переговоры с мсье Делонэ – владельцем кафе «Де ля Режанс» – об устройстве там сеанса одновременной игры вслепую.

Пол никогда особенно не любил такой игры. Известен ряд его высказываний, в которых он называл игру вслепую «простым фокусом» и утверждал, что она никак не связана с настоящей шахматной силой и глубиной. Вместе с тем Пол всегда думал о том впечатлении, которое производят шахматы на малознакомую с шахматами толпу; с этой точки зрения он считал игру вслепую очень важным привлекающим средством, «источником сенсаций».

Поэтому он и пришел поговорить к добродушному и толстому мсье Ашиллю Делонэ.

– Гаррвитц требовал со всех участников сеанса по пяти франков, – вздохнул Делонэ. – А вы также потребуете этого, мсье Морфи?

– Ни в коем случае, – твердо ответил Пол. – Деньги не должны иметь ничего общего с шахматами, мсье Делонэ!

Делонэ просиял и хлопнул Пола по плечу. Он обожал Пола, и посетители шутили, что, если бы Пол попросил у него половину кафе, она была бы вручена ему немедленно.

– Реклама будет недурна! – весело орал мсье Делонэ.

– Надеюсь, – улыбался Пол. – Я выступаю бесплатно, а вы устраиваете бесплатный открытый вход для всех…

– Придется начать сеанс в полдень, а то вы не управитесь! – озабоченно сказал Делонэ.

Однако кафе было набито битком с восьми часов утра, люди не уходили, боясь пропустить редкостное зрелище.

Парижская вода оказалась неблагосклонной к желудку луизианца. Утром Пол растерянно сказал Фреду Эджу:

– Что мне делать, Эдж? Ведь если мне придется выйти, обязательно найдутся люди, которые решат, что я анализирую там позиции…

– Старайтесь не задерживаться, мистер Морфи! – мудро посоветовал секретарь.

Тем не менее, Пол сел в свое кресло в малом зале кафе и не вставал ровно десять часов.

Доски противников помещались в большом зале и были пронумерованы: 1. Бошэ, 2. Бирвиз, 3. Борнеман, 4. Гибер, 5. Лекэн (скульптор), 6. Потье, 7. Прети, 8. Сегэн.

Все это были известные, опытные игроки.

– Эй, мальчик! Знаешь ты, кого тебе подсадили? – крикнул один из зрителей Полу, увидев эту фалангу.

Но Пол не ответил, он лишь подал свою излюбленную команду:

– e2 – e4 на всех досках!

На первых четырех досках ходы передавал Арну де Ривьер, на остальных – мсье Журну. Работа шла четко и безошибочно, зрители утопали в блаженстве…

Слоноподобный папа Морель важно разгуливал по комнатам, соблюдая порядок, но на вопросы не отвечал: папа Морель обожал шахматы, не понимая в них ровно ничего…

Спустя три часа Эдж увидел его в уголке за стойкой с ошарашенным, осоловелым лицом.

– Как вам нравится сеанс, папа Морель? – спросил Эдж.

– Ради бога не говорите со мной! – трагическим шепотом ответил атлет. – При одном взгляде на мсье Морфи у меня начинается адская головная боль!

Первым из восьмерки вылетел мсье Бошэ, «личный враг императора». Пол провел против него поразительную комбинацию, увенчанную эндшпилем редкой красоты. Вскоре сдались Борнеман и Прети, за ними – Потье и Бирвиз. Господа Лекэн и Гибер добились почетных ничьих. Последним остался мсье Сегэн, опытный и самоуверенный игрок, заявивший, что ни один маэстро в мире не сможет выиграть у него вслепую, семьсот чертей!

Однако Пол организовал серию сложных пешечных прорывов и выиграл эндшпиль в этюдном стиле. – Здесь началась невероятная сцена. Пол поднялся с кресла, на котором просидел десять часов не выпив даже глотка воды. Толпа налетела, как смерч, схватила Пола на руки.

Его несли по комнатам на плечах. Американцы, присутствовавшие в кафе, до хрипоты орали «гип-гип-урра!»

Огромные бородатые люди трясли Полу руки, чуть не выдергивая их из плеч. Овация длилась около получаса. Эджу едва удалось ускользнуть, уводя Пола с собой. Папа Морель расчищал им путь, справа их прикрывал своим телом Арну де Ривьер, а слева – нью-йоркский шахматист Томас Брэйн, который был когда-то секундантом Стаунтона во время матча с Сент-Аманом.

Процессия с воплями вывалилась на улицу, толпа не отставала ни на шаг. Из кордегардии Пале-Рояля выбежали полицейские и солдаты, подумавшие, очевидно, что началась новая революция. Пол с Эджем взбежали вверх по лестнице ресторана Фуа и укрылись в отдельном кабинете.

Они покинули ресторан через черный ход, в то время как толпа все еще продолжала ждать своего героя у парадного.

До поздней ночи Пале-Рояль шумел и волновался.

А наутро Пол разбудил Эджа в семь часов. Всклокоченный и угрюмый англичанин уселся за стол, взял карандаш и бумагу.

– Я продиктую вам все партии вчерашнего сеанса, Эдж, пока я еще не забыл их! – весело сказал Пол. – И я отмечу самые интересные места и спортивные моменты.

Пол был свеж, его феноменальная память засыпала Эджа таким количеством вариантов, что тот даже не успевал их записывать. Они работали до завтрака, а потом пошли гулять по Парижу. В кафе «Де ля Режанс» их встретил хмурый мсье Журну и сказал, глядя в сторону:

– Гаррвитц здесь. Он хочет говорить с вами…

– Вам незачем его видеть, мистер Морфи! – вмешался Эдж. – Я знаю все, что вы хотите ему сказать, и вполне смогу передать это!

– Во время матча противникам разговаривать можно лишь через секундантов! – обрадовался Журну, опасавшийся крупного разговора. Эдж вышел в другую комнату.

– Я хотел заявить мистеру Морфи, – презрительно подчеркнул Гаррвитц, – самому мистеру Морфи, что вечером я готов продолжать наш матч.

– Матч будет продолжаться! – почти грубо сказал Эдж. – Но уж во всяком случае не сегодня… Вам не следовало делать такого заявления, мистер Гаррвитц, оно сильно отразится на вашей популярности в шахматных кругах…

В этот вечер партия не состоялась. Поздно вечером Пол неосторожно задремал в кресле, сидя у раскрытого окна. Дул прохладный сентябрьский ветер, Пол жестоко продрог во сне. Он проснулся утром с головной болью и небольшой температурой.

– Можно отменить партию еще раз! – сказал Эдж.

– Нет, – сказал, подумав, Пол. – Люди не должны думать, что я истратил столько сил на пустяковый сеанс вслепую. Лучше я проиграю лишнюю партию, но отсрочек больше не будет!

И Пол поехал в кафе «Де ля Режанс» вместо того, чтобы лечь в кровать и принять лекарство.

Прав был Сент-Аман, всегда называвший Пола «шахматным Баярдом» – рыцарем без страха и упрека"!



де Ривьер — Морфи (Париж, 1863)

1.e4 e5
2.Kf3 Kc6
3.Cc4 Kf6
4.Kg5


«Повесть о Морфи» (фрагменты) + Избранные партии (девятый выпуск)

Разыграна защита двух коней.
Дебют острый. Его трактуют двумя способами, так как в партии или с применением хода 4.d4. Пол Морфи предпочитал второй путь… Мне он тоже больше симпатичен.

По ходу 4.Kg5 есть разные мнения, например такое, что это ошибка (!)
Прямого опровержения нет конечно, но второй ход в дебюте развитой фигурой, формально дало повод для поиска энергичных возражений за чёрных. И они нашлись.
Помимо жертвы пешки как в партии, нашёлся ещё и энергичный ход 4… Сс5 !? Так называемая контратака Тракслера. Выглядит очень сомнительно, но при ближайшем рассмотрении всё оказывается не так просто!

4… d5
5.e:d5 Ka5

«Повесть о Морфи» (фрагменты) + Избранные партии (девятый выпуск)

Вот в этой жертве пешки суть игры чёрных. Практически она вынуждена, так как 5… K:d5?! Ведёт белых к проблемам.

Сейчас обычная ситуация, когда белые выигрывают пешку после 6.Сb5+ c6 7.d:c6 b:c6, но белые фигуры отбрасываются и чёрные получают очень свободную и живую фигурную игру. Великолепно эти позиции разыгрывал наш русский чемпион Михаил Иванович Чигорин. Обязательно в журнале уделю ему очень много постов, в том числе покажу его «вкусную» игру за чёрных в этом варианте.

Француз избрал сравнительно редкое продолжение. Его минус: чёрный конь на a5- не украшение позиции чёрных, он разумеется охотно есть слона белых… оставшиеся фигуры чёрных, они прекрасны! :-))

6.d3 h6

Очень хорошо было здесь 6… K:c4 7.d:c4 Cd6 и затем 8… 0-0: белый конь на g5 плохо и рано или поздно должен будет уйти.

7.Kf3 e4
8.Фе2 К: с4


«Повесть о Морфи» (фрагменты) + Избранные партии (девятый выпуск)

В этот момент у белых помимо очевидного хода (как было в партии), была интереснейшая возможность сыграть на сильные центральные пешки ходом 9.d:e4 !?

9.d:c4 Cc5
Неплохо было и 9… Се7 или 9… Cd6. Как видно у чёрных МНОГО возможностей! Выбирай на вкус.

10.h3 0-0
11.Kh2





Вот как оценить эту позицию !? У белых здоровая лишняя пешка. Что в замен у чёрных?
У них есть два слона в относительно свободной для их операций позиции. Кроме того, есть неплохая ограничивающая возможности белых пешка e4. Насколько талантливо и затейливо будет играть игрок чёрными, настолько он и будет успешен.

Ближайший план чёрных открыть диагональ для ферзя, и подготовить бросок пешки f. Поэтому...

11… Kh7
12.Kd2

Неудачная реплика, ходом 12.Се3 белые могли успешно защищаться!

12… f5
13.Kb3 Cd6



Последовавшая дальше раскрутка Морфи, она лично мне не доступна :-)) Ну не мог бы я за доской определить смысл в отдаче отличного слона d6 на совершенно неприглядную «клячку на h2». Это Морфи...

14.0-0 С:h2+
15.Kp:h2 f4!




Энергично и очень сильно! Таран пешкой f при поддержке остальных фигур. Прикрытие белого короля раскрывается силой.

16.Ф: е4 Kg5
17.Фd4


Гораздо лучше было 17.Фd3 и только после 17… Сf5 18. Фd3

17… Kf3+


18.g:f3 Фh4
19.Лh1 C:h3




20.Cd2 Лf6


И чёрные выиграли.

де Ривьер — Журну (Париж, 1848)

1.e4 e5
2.Kf3 Kc6
3.Cc4 Cc5
4.b4 C:b4


Снова гамбит Эванса! Очень популярный дебют в 19 веке. Ояень многое в современной теории этого гамбита основано на творчестве игроков прошлого.

5.c3 Ca5
6.d4 ed
7.0-0 Kf6?



Это ошибка. Чёрные сейчас будут испытывать сложности с рокировкой. Казалось бы ну и что? Подумаешь нет рокировки… обойдусь. А вот и нет!

8.Ca3!

Этот ход развивающий фигуру не в центр- самый сильный, чёрным становится недоступна рокировка. На следующем ходу они пытаются всё наладить, но белые энергичны и последовательны. Их действия просты:
1. Не дать любой ценой рокировки чёрным.
2. Вскрыть в центре как можно больше диагоналей для слонов и вертикалей для ладей.
3. Решительно играть на застрявшего в центре короля всеми фигурами.

8… d6
9.e5!

В этом ходе всё дело, (см. диаграмму ниже) Белые жертвуют ещё одну пешку, и это лучше всего соответствует их плану из 3-х простых пунктов.



9… de
10.Фb3 Фd7
11.Лe1


«Повесть о Морфи» (фрагменты) + Избранные партии (девятый выпуск)

Если посмотреть на позицию глазами чёрного игрока, будет очень неуютно. Уже сейчас дорог хороший совет! Положение короля в центре чёрных- главная проблема.
Во первых он мешает своим фигурам (нет взаимодействия между ладьями. Чёрные не могут наладить взаимодействие! И кроме того, чёрные вынуждены изыскивать только ходы на удержание. Противостоянии белой ладьи и чёрного короля- очень неприятно.
Сейчас грозит убийственное- K:e5

11… e4
12.Kbd2 C:c3
13. K:e4!


«Повесть о Морфи» (фрагменты) + Избранные партии (девятый выпуск)
Несложный, но эффектный ход. Белые переходят в решающее наступление.

13… C:e1
14.Л:e1 Kpd8
15.Keg5 Ka5


«Повесть о Морфи» (фрагменты) + Избранные партии (девятый выпуск)

Лучшего у чёрных уже ничего не было. Белые превосходно развиты и прямой атакой на пункт f7 создали кризис. Чёрные уже беззащитны. Концовка очень эффектная.
Скажу лишь одно- такое бывает, только при застрявшем в центре короле.

16.Ke5! K:b3
17.Ke:f7+ Ф:f7
18.K:f7+ Kpd7

«Повесть о Морфи» (фрагменты) + Избранные партии (девятый выпуск)

И нужен завершающий укол шпагой в сердце!

19.Cb5+ c6
20.Ле7 мат !!!

Все выпуски:

 


1-й2-й3-й4-й5-й6-й7-й8-й9-й10-й11-й


 



0 комментариев

Оставить комментарий