Витькин мат

 Иногда записи в журнал делаю, для того, что бы было, что бы не забыть приятные подробности в работе. Пытаюсь зафиксировать то приятное что возникает на тренировках, что бы иметь более точное описание (самому себе) – то за что люблю свою профессию.
 
Если бы кто-то из других тренеров также писал о чем-то будничном ежедневном, тоже читал бы с огромным удовольствием. (Никто кстати не знает таких блоггеров- шахматных тренеров?)
 

 
Сегодня играли партию Алина и Витя (генерал).
 
Несколько слов о Вите.
 
Генералом этого первоклассника называю за то, что он всегда появляется на занятия в спортивных штанах с лампасами разного цвета. Штаны разные, но лампасы есть всегда :-) Одни из лампасов напоминают генеральские.
 
Хороший, веселый мальчик, но любит привлекать к себе внимание, вызывать эмоции легкомысленной глупостью сказанной громко… шахматы при этом отходят на вторую, а то и третью важность. Зачем ему это нужно, вопрос наверно к детским психологам. Он (если опустить глупости) чувствительно глубокий и умный ребенок. С его мозгами работа будет благодарная, но как и в отношении некоторых других детей жду, что бы он стал повзрослее и серьезнее. Сразу прибавит.
 
С Витей связана одна интересная внутришкольная новация- именные, патентованные маты :-))
 
Наблюдая за ним, подметил, что он всякий раз, когда вроде и надо или когда не надо идет на атаку рокировки соперника однообразным способом (передаю схему для иллюстрации примера):
 
Се3-h6 и Фg3xg7
 
Когда он закончил этим матом 3-ю партию подряд :-)), я всех 10 –х собрал в кучку у доски и показал, придуманную Витей конструкции., затем показал, как она работает, почему она может не сработать и т.п.
А в конце объявил, что отныне в нашей школе такой вид мата будет называться в честь «изобретателя»- «Витькин мат»!
 
И обмолвился, что каждый из остальных детей может зафиксировать (пока учится в школе) свой именной мат наполнить коллекцию финальных ( широкораспрастраненных только конечно) положений. На манер того, как фиксируется географические и астрономические открытия, теоремы в математике и прочее :))
 
Пошло достаточно хорошим темпом и интересно стало всем:
«Витькин мат»
«Спертый мат от Архипа»
«Восточная хитрость Саида»
«Ленивый мат Морозова»
«Ладейный мат Лутченко»
 
Пожалуй пойду уже чуть дальше на стене в классе заведу два ватмана ф.А1 и буду вклеивать диаграммы с конструктивными особенностями «патентов». Дело хорошее, потому что дети во первых смотрят всегда что у нас на стенах, во вторых чисто методически в комнате где проходят тренировки приходят самые разные дети, некоторые только учатся, и знание «открытых» кем-то уже матов, более въедливо расширяет кругозор.
 
 
Сегодня Витя (играл черными) в партии проявил себя достаточно коварным игроком. Как змея укусила вещего Олега, так и Витя смог подловить Алину, пусть и на прозрачную но коварную ловушку в казалось бы полностью уже мертво-проигранной позиции.
 
После вступительных ходов:
 
1. e4 e5 2. Кf3 Кf6 3. Кc3 Кc6 4. Сc4 Кxe4 5. O-O Кxc3 6. dxc3

 
Он сделал естественный, но крайне неаккуратный ход.
6… Сc5? (См. диаграмму выше)
 
Белые тут же могли воспользоваться пунктом g5, но никак это сделала Алина, а путем:
7.Кg5 Лf8 (7… 0-0? 8.Фh5) 8. Сxf7+ Лxf7 9. Кxf7 Kрxf7 10.Фd5+ c технически выигранным положением.
 
7. Сg5?! Кe7?
Ещё один слабенький ответ, конечно надо было просто отойти слоном назад, но ведь это выглядит признанием собственной ошибки!
 
8. Кxe5 O-O 9. Фh5 Фe8?! 
( Тоже не очень удовлетворительно, но лучше было 9… d5 10.Сd3)
 
10. Лae1

 
 
Положение черных уже критическое, ещё одна ошибка, будет последней. Уже подмеченная Алиной связка коня е7, Витей была проигнорирована. Ну вот так пока играет… барбосик! :-)
 
10… d6?
Сразу проигрывало…  После простейшего и напрашивающегося 11. Сxe7, с последующим открывающимся нападением ладьи на ферзя, но последовало необоснованное и азартное, к сожалению пока Алина при атаке не достаточно хладнокровна и опускает «мелкие детали», например попадающего под бой белого ферзя.
 
11. Кg6? hxg6 12. Фh4 Сe6?! (лучше конечно-же было сразу развязаться- 12… Кf5)

 
А вот сейчас этот очевидный, но все же удар с жертвой обнаружила и выполнила!
 
13. Лxe6! fxe6 14. Сxe6+ Лf7 15. Сxe7

 
Тут я уже не выдержал и вмешался, что дескать положение черных фигур близкое к творческому цугцвангу. Играть может только одна ладья, да и её некуда бежать. Ну и ещё слон, от корого мало толку. При этом упомянул: «Когда Витя тебя ловят в цугванг, то это делать с твоей позицией сейчас белые смогут что угодно, просто взять и поставить мат королю прямой атакой».
 
Видимо и тот и другая поняли мои слова очень прямо и вдумчиво :-)) Витя то, тот точно усомнился в цугцванге :-) Уже ближайшими ходами бросился доказывать обратное!
 
15… a5 16. a4 Лa6 17. Лe1?!

 
Алина почувствова в моих словах сигнал к действию, тут же повела свою ладью на штурм, при этом я уточнил, что она видела про неуместность взятия слоном на f2- «связка ладьи же, возьму слона ферзем»
 
И вот я подхожу к моменту, где Витя сделал казалось бы ничего незначащий, напоминающий агонию ход…
17… g5!? 
 
(Лучше 17… d5) А Алина попалась, не понимая в чем подвох.
 
18. Фxg5?? Сxf2+ 19. Kрf1

 
19… Сh4+ 20. Фf5! Сxe1 21. Сxf7+ Фxf7
 

 
И вскоре черные выиграли.


0 комментариев

Оставить комментарий