Острое тактическое зрение.

 Добрый вечер!
 
Помню в школьные годы был мой первый опыт игры в соревнованиях против взрослых. Это был 6 класс. Четвертьфинал города. 
 
Впечатлений от игры было много! Взрослые играли вроде бы теми же фигурами, на той же доске, как бы по тем же правилам что и мы дети. НО! Они играли по другому. Взрослый перворазрядник мог начать партию и уже на 6-ом ходу сделать ход, который нам в школе говорили, что он нехороший. Или получая против них к 20-ому ходу многообещающую позицию (например в плане пространственного перевеса или слабых пунктов в лагере противника), либо и вовсе лишнюю а то и две пешки- БЫЛО удивительно сложно доигрывать. И частенько все заканчивалось обидным поражением.
 
Там, где дети были бы подавлены сложностями, и уже были бы неспособны оказать изобретательного сопротивления…. «мужички» корпели! Иногда на их лысинах выступала испарина, а глаза частенько искрились, а не потухали :-)) Создавалось впечатление что игра для них начиналась только тогда, когда мне мерещилась их безнадега… ходу к 20-му!
 
 
Помню, как после 4-х первых туров у меня было всего пол очка!!! Т.е. три поражения и одна ничья. При том по моему представлению в трех из них я играл на выигрыш и на уверенных, законных основаниях.
 
Виталий Дмитриевич (завуч СДЮШОР), помню так комментировал другим детям в школе … «К пятому туру Власов оклемался и начал потихоньку выигрывать, но было слишком поздно».
 
В чем была принципиальное отличие взрослых? Особенное, острое тактическое зрение! Плюс борьба за шанс. Искусное создание условий под свои собственные фигуры, либо катастрофические для моих – это было главным выводом, и кстати не только моим, но и других сдюшоровцев, кто регулярно закалялся во взрослых играх.
 
Не буду называть фамилий (они и не особенно известные) тех своих противников, но после я всегда смотрел со стороны с интересом за их творчеством. У многих из них была хорошо поставлена практика решения этюдов. С целью нахождения необычной, но действенной идеей. Возможно они эту «этюдно-творческую» сторону игры переоценивали. Жили можно сказать таким вот поиском –розыском в каждой партии, ну и были тем самым счастливыми в игре. Не стремясь к чемпионству.
 
Те партии, а также некоторые красивые произведения «шахматных писателей-фантастов»- впечатляли ресурсами скрытыми во многих положениях, которые мы частенько не распознаем и играем сухо- «как напрашивается». Даже значительно проигрывая материально, но наладив хорошую координацию и пользуясь конкретной обстановкой на доске можно и пополнить очковый баланс и получить несравненное удовольствие.
 
Если счетные возможности в приводимых этюдах нужны не очень уж и крутые, и они как раз более менее успешно тренируются. То вот тактическое зрение для подъема скрытых ресурсов- это гораздо более сложная сфера тренинга. Решение этюдов- способствует этому ценному качеству.
 

(Л.Куббель, 1927)
Белые побеждают несмотря на приличную уступку по материалу. Но особенности позиции… они в конкретной позиции на стороне белых.
 
Для решения задачи используются вполне себе знакомые турнирным бойцам элементы тактики (геометрический мотив, завлечение, засада)
 

(Е.Погосянц, 1963)
 
Здесь в равном, но очень упрощенном положении белые добиваются очень эффектной победы, используя неожиданную идею… которая приходит к шахматисту по цепочке по мере погружения в позицию.
 
При решении помогут тактические приемы (завлечение, двойной удар, освобождение поля).
 
В следующем посте опубликую решения обоих этюдов.






0 комментариев

Оставить комментарий