Тренер- человек российских 90-х :-)

 Иногда мне кажется, что если некоторые ученики будут передавать родителям шахматные определения и объяснения с уроков… то чувство беспокойства захватит их родителей всерьез и надолго :-)
 
Некоторые вещи бывает просто необходимо объяснить маленькому шахматисту максимально доступно, но с немедленным прикладным эффектом. Просто о сложном и максимально эффективно- это сложное место в шахматной педагогике. Лучшие и самые запоминающиеся уроки были у меня самого в детстве, когда на занятиях был и юмор и какой-то театральный момент. И скорее всего подобное было не только у меня.
 
Но все таки! Уже выпустив какие-то фразы или даже небольшой текст- потом бывает даже неловко и сомнительно… а нужно ли было брать такие контрастные краски ?! :-)
 
Вот пример сегодняшнего вечера...
 
Идет банальная тема в группе 6-8 лет. Второго года обучения- «Как уходить от нападения наилучшим образом». Ничего сложного… вроде того, что хорошо бы уходя из под удара, хотя бы не подставиться под новый удар и не ухудшить действия своим же фигурам. Но разумеется показал и предпочтительные возможности при выборе:
 
Отход с шахом,
Отход с ответным нападением на фигуру или пешку противника,
Отход с поддержанием напряжения.
 
При пояснении последнего примеры вроде бы были неплохие, но вот с самим определениями «напряжение», «напрячь соперника»- вызывали у детей явное недопонимание.
 
При рассмотрении позиции ниже, всем предлагалось подыскать наиболее целесообразный ход для черных:


 
Дети предлагали разное: 1… Фd5, 1… Фh5, 1… Фf5
 
Решение одного из них (1… Фf5)- прокомментировал, что ход «с небольшим напряжением белых, они временно не могут убрать своего коня, так как он связан защитой ладьи b1. Влад Фатькин, вот ты это предусматривал? Ты можешь своими словами объяснить, как понимаешь слова „напрягать соперника“?
 
Владик учится на одни пятерки ( я всегда беру у них дневники и отличникам прилюдно дарю какие-то шахматные книги). Он гордится оценками, проводит какие-то параллели на себя вообще по ним. Также ревностно, хотя и деликатно относится к успехам ровесников в группе. У него обычно хорошая и продуманная для 2-классника реакция на шутки или на непростые шахматные или общие вопросы. Но здесь он честно сказал:
 
— Нет. Не смогу.
— Хорошо сейчас я тебе, и всем остальным объясню, что такое „напрячь соперника“ и „заставить его играть в напряженной обстановке“. Доходчиво!!!
 
Сел за стол напротив него. Как раз у стены, где был сетевой- кабельный короб. И вмонтированные в него у стола розетки на 220V.
 
— Вот все знают, что Влад Фатькин может обыграть даже 2 разрядника Леню, но чаще всего из-за своей расслабленности и болтливости играет как „булочка с маслом“. Проиграть может тоже любому.
 
— Да! Он вообще слабенький! Правильно — (примерно так кричали остальные).
 
— Но он будет играть с каждым из вас партию как против Исакова и даже лучше. Каждую! 
 
— Как?
 
— Я просто принесу утюг, буду сидеть рядом и следить за игрой. Воткну его в розетку и он будет приятно греть Влада рядышком во время игры. Владик! Ты думаешь сможешь играть плохо при включенном рядом утюге?
 
(Смеется)
— Нет, но лучше отключить утюг из розетки...
 
— Вот именно это и называется создать противнику напряжение! Сделать для него игру неудобной и слишком нервной.
Снимаете с его фигур и пешек напряжение- это как „выключить утюг“. Сопернику сразу станет легко играть… но Вам то это зачем? Правильно!?
 
 
Картинка известного ещё с советских времен карикатуриста Ивана Анчукова в самую тему „тренерского доходчивого объяснения“ :-)

14837




0 комментариев

Оставить комментарий