Снова о детях :-)) Люблю, огорчаюсь, восхищаюсь.... все в кучу.

 Буду хотя бы иногда все таки вести записи, когда уж совсем не могу не отметить что-то важное лично для себя в плане детей в шахматах или просто о шахматах.
 
Про Лёню как-то писал. Сейчас он в 3-м классе. Уровень подрос, но не так как хотелось бы.
 
К сожалению пока вынужден констатировать, что детство превалирует… результат и особенно всеобщее признание очень интересует, но вот процесс труда и личных усилий нет :-((


Полностью отсутствует домашняя работа. Подаренные книги не читаются. На занятиях не стремится к знаниям … Если на него не наорать. Склоен, как и в 1 классе, к дешевому, низкоинтеллектуальному клоунству. Сейчас уже в 3-й класс пойдет. Под большим моим личным нажимом если и выполнит 1 разряд- будет очень хорошо… Балбес! 
 
И нет никаких особых уверенностей, что он повзрослеет и станет серьезным. Какой-то очень резкий дефицит внимания испытывает. И скорее всего не потому, что не уделяют. А потому, что ему нужны какие-то дозы большие, чем другим.
 
Но есть, конечно, ещё очень перспективные дети. Например Руслан в 1 классе. Играет очень вдумчиво и идейно и, который, что немаловажно, слушает все, что я говорю, даже касательно чужих партий! Уже сейчас можно включать в турнир с нормой 2 разряда (обыграл 2 разрядника Глеба на занятиях)
 
Или Илья с Лешей. Оба в прошлом году пришли из д/с нулевыми. В этом году первоклассники и оба уже играют напористо вдумчиво и, если убить в них баловство, неплохо.
 
Обоих осенью отправлю на выполнение 3 разряда. Надеюсь выполнят, может быть даже приблизятся к норме 2 разряда или выполнят к концу года.
 
Ильюша… Со слов мамы не играет ни в какие игры на ПК, кроме шахмат! У него и в телефоне шахматы, и в планшете. Любое свободное время тратит на игру. Проблема одна — ТОРОПЫГА! Эмоции и темп игры для него важней подробностей. Нужна жесткая индивидуальная работа на поиск трех кандидатов на каждом ходу с выбором! Как только привыкнет и осознает прорывное действие личной реформы — улетит далеко. Очень способный.
 
Леша…. :-)) Этот то же из беспокойных, как и Леня. Тоже не любит проигрывать. Балуется на занятиях. 
 
Это он в прошлом году ввел среди ровесников моду разворачивать своих коней мордами на себя самого! :-)
В одной из партий у него конь оказался на поле h4. А у противника на соседнем h5. При размышлении над своим ходом, вдруг обратил свое внимание на нюанс. Конские головы были обращены ровно друг на друга…
— О! Не понял… а чего это он у меня так стоит? Надо его к тебе развернуть жопой! Пускай твой конь почувствует плохое к себе отношение! 
:)))
 
Но в отличии от Лёни- СЛУШАЕТ объяснения не с пустыми глазами, а как больной слушает врача :-))
 
Регулярно н занятиях имеет вопросы, сомнения. Очень хорошее качество. И немаловажно понимает значение уроков и ищет пути применения в своих партиях. Осознанно, без дополнительного подталкивания.
 
Сегодня откровенно удивил. Я его прямо зауважал, и за вдумчивость, и за креативность, незашоренность мышления, и за использвание свежих рекомендаций — не отходя от кассы!!!
 
Весь сентябрь-октябрь в их группе изучали точные позиции пешечного и ладейного эндшпиля. А также технические положения со значительным материальным перевесом в эндшпиле.
 
Сегодня начал новый цикл про общие игровые принципы для окончаний всех типов. Стартовая лекция о критичности положения королей для оценки результата эндшпиля.
 
Разобрали примеры:



Кон-Рубинштейн


Ласкер-Консультанты
 

Опочинский-Прокоп
 

Барца-Симагин
 
В конце обговорили ещё и некоторые «швиндели», которые делает в середине опытный мастер, в преддверии эндшпиля для готовности к централизации собственного короля и даже для отдаления от центра короля противника.
 
 
Вообщем все ВСЁ поняли, но Леша… оказалось ближе всех воспринял. Именно швиндели! :))
Аж с творческим перебором!
 
В конце занятия сели играть легкие партии. 
Прохожу смотрю. Где-то корректирую, где-то возвращаю ходы или спрашиваю о мотивах.
 
В какой-то момент удивился Лешиной экзотической позиции (играет белыми):



Поначалу даже подумал, что он так придуривается, потому что большое число спокойных позиций играет квалифицировано.
 
Возник любопытный диалог между нами:
 
— Леша! Ты что? Офонарел??? Куда ты королем вылез? Где твоя рокировка?
— У меня перегрузка была. Решил, что так будет лучше.
— Что значит так лучше? Ты понимаешь, что королю здесь не место?!
— А как он моим королем воспользуется? Я не вижу. Скоро будут размены и эндшпиль. У меня король уже близко к центру.
 
— Ну хорошо, а как он тебя перегрузил? Верни позицию покажи как все получилось.
 
Показал….
 

 
— Ты как здесь пошел?
— Кре2
!!!!!!!!!!!!!!!!!!
 

 
-Зачем??? Почему не просто рокировка?
— Не хотел, что бы он мне сдвоил пешки на f3. Эндшпил будет плохой. Он бы на 1.0-0 сыграл бы 1… Л:b1 2.Ф:b1 C:f3/. У меня ферзь был перегружен. Пошел Кре2, что бы на f3 брать фигурой!
 
:-))
 
-Леха! Вот сегодня я тебя очень зауважал. Ты молодец, что такое придумал сам и смело оценил, что король в безопасности. Хотя план и ошибочный, но все таки ты молодец, что набрался смелости и наглости ! 
 
Что бы разгрузить ферзя, ты мог просто разменяться ладьями на b8 вместо Кре2. И Антон незаметил тактический удар в ответ- К: е4! Для Вас пока это сложноватая наверно тактика, но когда играешь так смело королем нужно быть готовым к любым сюрпризам!
_________
 
Вообщем друзья, сегодня я снова ощутил попадание в сердце луча простого, но теплого тренерского счастья, что кто-то недавно ещё неигравший начинает сам, что-то себе соображать, пробовать за доской что-то свое и смелое.


0 комментариев

Оставить комментарий