Партии из турнира в Копейске (№2).

 Партии из турнира в Копейске (№2).Сегодня хочу показать партию, которая не особенно доставила удовольствие своей победой… ибо соперник играл слабо. Однако на её примере, хотел бы проиллюстрировать играющим в шахматы читателям своё творческое кредо в дебюте. Возможно после этого поста, кто-то возьмёт мой «компАс» и в своё многолетнее творческое плаванье… если так можно выразиться :-)))

Перед самим показом партии, хотел бы сказать о самом подходе, а также об истории, благодаря которому он во мне возник.


Долгое время играл дебют очень хаотично, т.е. лишь используя самые общие принципы, известные всем начинающим шахматистам. Начал интересоваться и конкретными дебютами, как правило на основе игры самых сильных шахматистов мира, и лишь с очень примерным пониманием, пробовал копировать их ходы. Возможно, так продолжалось бы очень долго, не прийди я на занятия к новому тренеру Александру Константиновичу.

Этот педагог был категорически против изучения дебюта методом заучивания ходов, методом натаскивания на теорию, хотя и поощрял самостоятельное изучение учеников. Но он дал по дебюту мне, да и остальным ученикам много больше, чем дебютные справочники, книги и журналы с партиями гроссмейстеров. Именно этот тренер сформировал и мой вкус, и понимание что в дебюте хорошо, а что в дебюте плохо.

Тренер любил Пола Морфи (гениальный американец игравший в 19 веке).
Мало того, что он любил его, он умел доступно вложив каждому в голову объяснить за что он его любил! Так как разыгрывал дебюты Морфи, можно сейчас найти схожесть в партиях и Алёхина, и Таля, и Каспарова, и Фишера.

Что бы не затягивать сильно объяснение, лучше приведу цитаты В.В.Смыслова из предисловия к книге «Пол Морфи»- он выразился кратко, ярко и характеризующе:

«В своё время он вызывал восхищение не только блистательными победами, но и неукротимой фантазией, стремительностью атак, огнём комбинаций. Однако в наши дни наибольшее удивление вызывает гармоничность его игры. Морфи всегда был готов атаковать короля, но если позиция требовала иных действий, то он не отказывался от ведения борьбы в строгом позиционном стиле и от перехода в эндшпиль.
Постоянное стремление Морфи к инициативе, неустанный поиск наилучшего хода, игра высокого накалапроизводят глубокое впечатление.
Подлинным откровением для его современников была трактовка дебютов! Он стремился к открытым позициям и всё подчинял быстрейшему развитию фигур...»

Ешё:
«Его игра пленяет свежестью мысли, неиссякаемой энергией. Он играл вдохновенно, без стремления проникнуть в психологию соперника, играл если так можно выразиться в »чистые шахматы".

Положа руку на сердце, всё что я читал раньше до рассказа тренера о Морфи, а это были и Капабланка, и Нимцович, и Ботвинник, и партии Карпова… нельзя сказать, что это была фигня, НО! Если сейчас завернуть всё назад, я уже в третьем бы разряде смотрел бы партии Морфи! Именно его партии, и вдохновенно учился бы через призму его творчества прежде всего. От меня бы никуда не делись ни Ботвининик, ни Смыслов и Карпов. Но начинать бы своё шахматное образование и творчество, я бы сейчас стал именно с Пола Морфи. Именно он короткий и самый выверенный путь к высоким шахматным успехам.

Поразительно, как просто, быстро и доходчиво наказывал уже в дебютах американец своих соперников!!!
Фактор шахматного темпа, фактор динамики и энергетики просто зашкаливал в его партиях.

Спасибо тренеру, он сумел добиться от нас игры в стиле Морфи, подправить нас на его волну:
— Соперник дважды сходил в дебюте одной фигурой?
— Вышедший в игру ферзь забрал несколько пешек, при оставшемся в центре короле?
— Задержка с рокировкой в открытой или полуоткрытой позиции?
— Белые против тебя вяло играют в дебюте?

Во многих этих моментах, мы сидели за доской и в голове звучало тренерское: «Внимание! Нарушение дебютных принципов, сыграй как Морфи!»

:-)) Ну и мы играли. Играли на опровержение, играли что бы наказать! Не всегда это получалось, но постепенно мы стали набирать в турнирах существенно больше очков остальных сверстников.

Кроме того, все наши усилия были подчинены в дебюте, поиску именно НАИЛУЧШЕГО или одного из лучших ходов. Тренер частенько нас журил… «ну как так можно играть?! Вот Морфи бы или Каспаров, даже не рассматривали бы этот ход! Они бы искали развития напряжения вот так, или хотя бы так...»

Партия ниже ровно на эту тему.

Протасов -Власов

1.d4 Kf6 2.c4 c5 3.d5 e6 4.Kc3 e:d5 5.К:d5 ?!


Установки тренера на выбор конкретных дебютов не было никакой. Все играли что угодно… другое дело, что он требовал в каждом из выбранных дебютов иметь возможность играть не только на ничью, но и на победу, против соперника любой силы, а также заставлял играть «как Морфи» в любых системах.

Индийская защита, которую я играл и раньше, и иногда сейчас, как раз ведёт к игре, где у белых объективно лучшие возможности, но динамизм и возможность контригры чёрных в наличии!
Одна из проблем чёрных в этой системе- у них меньше пространства. Часто фигурам бывает тесновато в своём лагере. И первое стремление чёрных- это разменять практически любую (кроме чернопольного слона) лёгкую фигуру. Это удалось? Значит играть становится по проще. Поэтому обычное 5.с:d5 конечно лучше для белых...

Белые намерены удерживать контроль фигурами над полем d5, однако практика показывает, что выполнить это безболезненно не удаётся. Белый ферзь подпадает под удары чёрных фигур, которые выводятся с темпом. В этой партии до этого не дошло.

5… K:d5
6.Ф:d5 Ce7


Чёрные просто заканчивают развитие. Ближайший ход рокировка, затем в зависимости от игры белых в игру выйдут фигуры ферзевого фланга.

7.Kf3 Kc6
8.Ke5?



Нарушение дебютного приниципа! второй ход фигурой, при незаконченном развитии. Существенных неудобств этот ход не несёт, значит однозначная потеря времени… для любого из учеников Щетинина, такие ходы- были «красной тряпкой для быка». Игра резко превратилась для меня после этого хода в азартное мероприятие. Я стал очень тщательно подбирать ходы, что бы каждый из них был темповым и по возможности, создающим проблемы белым.

8… 0-0
9.K: с6

Тренер очень просто объяснял нам негатив игры белых в подобных ситуациях. Конь g1 потратил 1,2,3 хода на то, что бы всего то разменяться на коня чёрных, совершивших лишь 1 ход!!! Кроме того, после взятия пешкой, им придётся тратить ещё и время на отход ферзём из под удара. Это потеря двух темпов! За это белые не получили никакого профита. Вердикт: «белые должны быть наказаны».

9… b:c6
10.Фh5 d5
11.c:d5 
(Лучше 11.e3)



Уже здесь я не торопился брать на d5. По сути я открыл ещё диагоналей и линий для себя, соперник стоит на месте, можно уже сделать какие-то активные ходы, вроде 11… Cf6 или 11… Лb8, совершенно не пугаясь игры без двух пешек после d:c6.

Остановил выбор пока на ходе g6, собираясь обеспечить слону стоянку на f5 и используя уязвимое положение белого ферзя.

11… g6
12.Фf3 c:d5
13.Ch6

Альтернативными продолжениями были 13.Cd2; 13.g3 Cf5 14.Фd2 Cf6 сложности у белых были и тут.



13...Cf6 !?
Чёрные отдают качество, но стремятся сразу атаковать короля соперника с ферзевого фланга. Они не только атакуют пункт b2, но и лишают белых закрыться от шаха Фа5 ходом Фc3. Ещё сильнее было видимо… 13… Лb8. При 14.C:f8 последовало бы 14… Л:b2! с угрозой Фа5+ и Фd2 мат.

14.0-0-0 Фb6 ?!


К сожалению смалодушничал! Более энергичное и проследовательное продолжение атаки было в ходе 14...Cf5!
И при 15. С:f8 и при 15.Л:d5 решал хлёсткий прямой удар по королю 15...C:b2+!

15.Фb3 Лfd8
16.e4 Ce6



Кое-какие проблемы у белых остались, но всё же… есть ощущение смазанности партии :-(

17.e:d5 Л:d5
18.Л:d5 C:d5
19.Ф:b6 a:b6
20.a3


Партии из турнира в Копейске (№2).

20… с4
Собираясь не только ограничить слона f1, но и и таранить фланг противника ходом c4-c3.
21.Ce2

Не знаю, что было бы лучше белым… 21.Kpc2 Ce4+ 22.Kpd2 c3+!
А при 21.Сd2 c3 22.C:c3 C;c3 23.b:c3 Л:a3 вряд ли разумно защищать пешку, при не развитом королевском фланге… фигуры белых иогут так и не войти в игру, после например Ла1...........

21… с3
22.b:c3 Л: а3
23.Лd1 Л:c3


Чёрные выиграли пешку и вскоре партию (записи нет).
__________________________________________________________________________________________________
Анонс!
У меня есть большое желание, опубликовать серию постов в журнале с самыми эффектными партиями Пола Морфи, и сопроводить каждый выпуск красочными кусочками из книги Е. Загорянского «Повесть о Морфи»

Шахматист был гениальным, но к сожалению произошёл распад психики. Смерть настигла Пола уже нищего и полубезумного :-((

Так иногда бывает, что люди сгорают, когда с перебором себя отдают чему-либо. Но партии его… они прекрасны. Вы их тоже полюбите.


0 комментариев

Оставить комментарий